воскресенье, 21 февраля 2021 г.

Дифференциация звуков Л-Р

 Л - Р

При артикуляции Л зубы обнажены, кончик языка упирается в верхние зубы; спинка языка вместе с краями опускается; корень языка приподнимается к мягкому небу и несколько оттягивается назад. Воздух проходит по бокам языка (звук боковой). Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Небная занавеска поднята.

При произнесении мягкого Л’ кончик языка также поднят, но еще выше; спинка языка поднимается к твердому небу.

Звук Р возникает в результате дрожания, вибрации кончика языка: кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, напряжен и колеблется в проходящей воздушной среде. Края языка прижаты к боковым зубам, воздушная струя проходит посредине ротовой полости. Спинка языка прогибается.

При Р’ кончик языка колеблется у верхних передних зубов, спинка языка поднимается к твердому небу.

Упражнение 1.

ЛА - ЛО - ЛУ - ЛЭ - ЛЫ - ЛИ

РА - РО - РУ - РЭ - РЫ - РИ

Упражнение 2.

ЛЕЛЬ - ЛЯЛЬ - ЛЁЛЬ - ЛЮЛЬ - ЛИЛЬ

РЕРЬ - РЯРЬ - РЁРЬ - РЮРЬ - РИРЬ

Упражнение 3.

ЛА - ЛА - ЛЬЯ

ЛО - ЛЁ - ЛЬЁ

ЛУ - ЛЮ - ЛЬЮ

ЛЭ - ЛЕ - ЛЬЕ

ЛЫ - ЛИ - ЛЬИ

РА - РЯ - РЬЯ

РО - РЁ - РЬЁ

РУ - РЮ - РЬЮ

РЭ - РЕ - РЬЕ

РЫ - РИ - РЬИ

Упражнение 4.

ЛАРРА - ЛОРРО - ЛУРРУ - ЛЭРРЭ - ЛЫРРЫ - ЛИРРИ

РАЛЛА - РОЛЛО - РУЛЛУ - РЭЛЛЭ - РЫЛЛЫ - РИЛЛИ

Упражнение 5.

Отработайте звукосочетания со всеми гласными цепочки

ЛРА - РЛА, ЛВАН - ЛМАН, МЛМЛА - МЛМЛЯ, МРМРАР - МРМРЯРЬ, АРАРЬ, ЛАЛАЛАЛАЛАР, МНАБРЛ.

Пословицы и скороговорки на М,Н,Л,Р

    +
  1. Не красна изба углами, а красна пирогами.

  2. Маленькое дело лучше большого безделья.

  3. Коль умеешь взяться за дело - так и снег загорится, а не умеешь - так и масло не вспыхнет.

  4. Не научила мамка, научит лямка.

  5. Сын то мой, да ум у него свой.

  6. Легко хвалиться, легко и свалиться.

  7. Раз солгал - не пропал, а на век лгуном стал.

  8. На меду медовик, а мне не до медовика.

  9. Маланья - болтунья молоко болтала - выбалтывала, болтала - выбалтывала, да не выболтала.

  10. На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима вы мне на линя, о любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня.

  11. Мама Милу мыла мылом, не жалела мама мыла, Мила мыло не любила, Мила мыло уронила.

  12. А мне не до недомогания.

  13. Либретто к «Риголетто».

  14. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

  15. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

  16. Рыла свинья, тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

  17. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

  18. Рододендроны из дендрария.

  19. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

  20. Много ли мало ли милями мелями плыли и пели мы, пели и млели мы

  21. Мим мёл мел, мим мыл мол.

  22. Полили ли лилию, видели ли Лидию, встретили ли Юлию и Илью?

  23. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.

  24. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

  25. Король – орёл, Король – орёл, Король – орёл, Король – орёл.

  26. Город Нерль на Нерли-реке.

  27. Рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовывал, да не зарапортовался.

  28. Интервьюер интервента интервьюировал.

  29. Пролетали пролетарии над планетарием парламентариев.

  30. Макару в карман комарик попал, комар у Макара в кармане пропал. Про это сорока в лесу протрещала: «в кармане Макара корова пропала».

  31. Крайний клерикал карлик-лекарь Карл клал кларнет на ларь, а краля крайнего клерикала карлика-лекаря Карла карлица Клара крала кларнет с ларя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации для работы с учащимися имеющими трудности в обучении

  Назначение любого учреждения образования – обеспечение максимально возможной реализации каждым обучающимся имеющихся у него потенциальных ...