Назначение любого учреждения образования – обеспечение максимально возможной реализации каждым обучающимся имеющихся у него потенциальных возможностей в плане усвоения образовательных программ, личного становления, раскрытия и развития творческих способностей. Это предполагает осуществление педагогической работы, удерживающей в поле внимания все названные стороны развития ребёнка, для чего необходимо участие и взаимодействие многих школьных специалистов.
В отношении детей с ОПФР большое значение имеет система коррекционной работы, реализуемая в учреждении образования. Под коррекцией понимается система психолого-педагогических, медицинских и социальных мер, направленных на исправление и (или) ослабление физических и (или) психических нарушений. Таким образом, рассматривая систему коррекционной работы в учреждении образования, необходимо выделить, в чём могут заключаться возможности деятельности каждого специалиста по преодолению нарушений развития у детей, а именно: возможности деятельности учителя, учителя-дефектолога, педагога психолога, воспитателя, классного руководителя, руководителей кружковой работы.
К детям с трудностями в обучении относятся дети с нарушениями психического развития, обусловленными задержкой или расстройством психического развития, а именно дети, у которых отмечается:
- смешанное расстройство учебных навыков (ЗПР психогенного происхождения);
- расстройство развития учебных навыков (ЗПР конституционного происхождения);
- смешанные специфические расстройства психического развития (ЗПР церебрально-органического происхождения);
- другие общие расстройства развития (ЗПР соматогенного происхождения);
- детский аутизм по типу общего нарушения развития.
Дети с задержкой психического развития школьного возраста могут обучаться в разных образовательных условиях:
- учащиеся с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития соматогенного и психогенного происхождения, обучаются по образовательным программам общего среднего образования в «обычном» классе и получают необходимую им помощь в ПКПП учреждения образования;
- учащиеся с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития конституционального и церебрально-органического происхождения, обучаются по образовательным программам специального образования на уровне общего среднего образования (с 5-летним сроком обучения в младших классах) в специальных общеобразовательных школах, а также в учреждениях общего среднего образования (в специальных классах, в классах интегрированного обучения и воспитания).
К общим особенностям развития детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, относят сочетание незрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер. Однако, для каждой из групп детей данной категории характерны свои особенности этой незрелости, что и определяет специфику коррекционной работы с учащимися.
При соматическом неблагополучии (дети с задержкой психического развития соматогенного происхождения) отмечается нарушение общей нейродинамики (повышенная истощаемость психического тонуса) и недостаточность произвольной регуляции без грубых нарушений познавательной деятельности в целом (быстрая утомляемость и пресыщаемость, неустойчивость внимания, снижение памяти). В системе произвольной регуляции прежде всего страдают функции контроля и внимания, вторично – функция программирования: ребёнком правильно усваивается инструкция, правильно выполняются первые звенья серийного действия или движения, но затем из-за нестойкости и трудности концентрации внимания, а также повышенной истощаемости психического тонуса возникают сбои, упрощение или искажение структуры задания. Нередко у соматически ослабленного ребёнка происходит и задержка созревания эмоционально-волевой сферы, что проявляется такими инфантильными особенностями психики, как несамостоятельность, пугливость, робость, чрезвычайная зависимость от взрослых (соматогенный инфантилизм). Указанные особенности психического развития приводят к неспособности к длительному напряжению, а следовательно к снижению интеллектуальной работоспособности и выносливости при «нормативной нагрузке». Когда объём учебной нагрузки и темп изучения материала превышают возможности ребёнка, возникают трудности доведения выполнения задания до конца и получения качественных результатов.
В оказании помощи такому ребёнку важно участие разных специалистов учреждения образования.
Учитель-дефектолог ПКПП оказывает коррекционно-педагогическую помощь, основными задачами которой являются формирование навыков самоконтроля и речевого программирования (проговаривание последовательности действий), наличие которых у ребёнка позволяет удлинять период продуктивной учебной деятельности и повышать её самостоятельность.
Учитель класса, в котором обучается такой ученик, организует охранительный режим учебной работы с учётом текущего состояния ребёнка (при улучшении состояния нагрузка может постепенно повышаться вплоть до общей нормативной, при ухудшении – снижаться): уменьшение объёма задания, скорости его предъявления, строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточных пауз для отдыха, адекватный двигательный режим, эмоциональная стимуляция, похвала. На основе взаимодействия с учителем-дефектологом ПКПП учитель включает в учебную деятельность ученика формируемые у него на коррекционных занятиях навыки программирования и самоконтроля учебной деятельности.
Если у ребёнка проявляются выраженные проявления соматогенного инфантилизма, такие как пугливость, робость, несамостоятельность, чрезвычайная зависимость от взрослых, то у него могут возникать трудности не только в овладении образовательной программой, но и в общении со сверстниками. В этом случае ему понадобиться коррекционная помощь педагога-психолога.
Воспитатель, классный руководитель, руководители кружковой работы также могут оказывать положительное влияние на преодоление имеющихся у такого ребёнка особенностей развития, в первую очередь, за счёт выявления его интересов, способностей в разных видах внеучебной деятельности и содействия их развитию. На основе вовлечения ребёнка в интересные и доступные виды творческой деятельности у него укрепляется вера в себя, преодолевается робость, нормализуется самооценка, что положительно сказывается и на межличностных отношениях в детском коллективе. При этом важно, чтобы педагогами обращалось внимание и на формирование навыков речевого программирования и самоконтроля как в процессе того или иного вида продуктивной деятельности, так и в ходе выполнения различных режимных моментов.
Возникновение задержки психического развития психогенного происхождения связано с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребёнка и приводящими к патологическому её развитию (психогенный инфантилизм). Главным фактором, лежащим в основе задержки их развития, является спад мотивации учебной деятельности, что в значительной степени тормозит их познавательную активность и снижает интеллектуальную продуктивность. Познавательные функции, в том числе внимание, память, работоспособность, остаются относительно сохранными. Но при отсутствии необходимого педагогического воздействия (особенно в условиях гипоопеки) у детей отмечаются также пробелы в базовых знаниях и умениях, необходимых для успешного овладения образовательной программой, и недостаточность в развитии школьно-значимых психических функций.
Важную роль в оказании помощи ученику с задержкой психического развития психогенного происхождения может сыграть педагог-психолог, осуществляя коррекцию нарушений личностного развития ребёнка. В зависимости от характера неблагоприятных условий воспитания, воздействующих на психику ребёнка, патологическое развитие личности (психогенный инфантилизм) может быть разных типов:
- в условиях гиперопеки – патологическое развитие личности по типу «кумир семьи», для которого свойственны такие черты патологической незрелости эмоционально-волевой, личностной сферы, как эгоизм и эгоизм и эгоцентризм, малая способность к волевому усилию , отсутствие произвольной формы поведения, отсутствие или недостаточность самостоятельности, инициативности, ответственности, нелюбовь к труду, установка на бездеятельность и постоянную помощь и опеку, иждивенческая позиция;
- в условиях гипоопеки – патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости, основными чертами которого являются неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность, повышенная внушаемость, отсутствие или недостаточность чувства долга и ответственности, произвольной формы поведения, познавательных интересов, интеллектуальных склонностей и установок;
- психотравмирующих условиях (грубое, жестокое, деспотичное, агрессивное отношение к ребёнку со стороны родителей, неприятие ребёнка, завышенные требования, не соответствующие его реальным возможностям) – патологическое развитие личности по невротическому типу, для которого свойственно развитие пассивно-защитных черт личности: замкнутость, недоверчивость, тревожность, робость, боязливость, покорность, неуверенность в собственных силах, возможностях, склонность отказываться от деятельности, недостаточная самостоятельность, нерешительность, малая активность и инициативность, повышенная тормозимость.
Такому ребёнку требуется профессиональная коррекционная помощь педагога-психолога, содержание которой определяется типом психогенного инфантилизма и причиной его возникновения.
Каждый учитель своими педагогическими средствами также может способствовать коррекции патологий личностного развития такого ученика. Ребёнку можно помочь дополнительной похвалой, эмоциональной поддержкой, дать почувствовать, что учитель верит в его возможности, подчёркивать присущие ребёнку достоинства. Важно помочь такому ребёнку найти друзей в классе, сформировать доброжелательное отношение к нему одноклассников.
Основным направлением коррекционно-педагогической помощи детям с психогенным инфантилизмом является формирование учебной деятельности, что предусматривает решение комплекса следующих задач: формирование учебно-познавательных мотивов, общеучебных интеллектуальных умений (ориентировка в задании, планирование хода его выполнения), осуществление самоконтроля по ходу и результату деятельности, самооценка выполненных действий. Над этим работают, взаимодействуя, и учитель-дефектолог ПКПП, и каждый учитель в рамках своего предмета. Учителю-дефектологу целесообразнее строить свою работу на внеучебном материале, что позволяет успешнее вовлекать детей в деятельность, постепенно формируя познавательные интересы и решая выше названные задачи.
Для некоторых детей (чаще - для детей, воспитывающихся в ситуации гипоопеки) важными направлениями коррекционно-педагогической помощи могут быть и такие, как развитие до необходимого уровня школьно-значимых психических познавательных функций (слуховое и зрительное восприятие, пространственная ориентировка) и формирование базовых знаний и умений, необходимых для успешного освоения образовательной программы. Задачи в рамках данных направлений – индивидуальны для каждого ребёнка, над их решением целенаправленно работает учитель-дефектолог ПКПП.
При отсутствии у ученика учебной мотивации важной задачей является формирование у него познавательных интересов, стимуляция познавательной активности. Здесь широкими возможностями обладает деятельность воспитателя, классного руководителя, руководителей кружковой работы. В процессе продуктивной детской деятельности ненавязчиво формируются общеучебные интеллектуальные умения (ориентировка в задании, планирование, самоконтроль), восполняются пробелы в базовых знаниях и умениях, необходимых для успешного овладения ребёнком образовательной программой, в развитии школьно-значимых психических функций (пространственная ориентировка, слуховое восприятие, речь). Выявив интерес ребёнка к тому или иному виду продуктивной деятельности, способствуя систематическому участию в ней, педагоги влияют на формирование у ребёнка произвольной деятельности, чувства долга и ответственности, повышение самостоятельности и инициативности, преодоление неуверенности в собственных силах, робости, нерешительности.
Замедленный темп созревания ряда мозговых структур приводит к задержке психического развития конституционального происхождения.
Особенность этого состояния – отсутствие патологических отклонений, общий облик и психическое развитие ребёнка просто соответствует более младшему возрасту (гармонический психический или психофизический инфантилизм). Эмоционально-волевая незрелость проявляется особенностями, свойственными для более ранней ступени развития: повышенный фон настроения, непосредственность, яркость и живость эмоций при их поверхности и нестойкости, неспособность к волевому усилию, лёгкая внушаемость, недостаточная самостоятельность, завышенная самооценка (психический инфантилизм). Характерно и преобладание игровых интересов, стремление к получению удовольствия выступает как ведущая мотивация поведения и деятельности. Наиболее слабым звеном в системе произвольной регуляции деятельности является функция целеполагающего инициирования, что проявляется в трудности или нежелании принять условия задания, предложенного извне, удержаться в рамках этого задания, частыми являются отказы с уходом в игру. Нарушения функций программирования, контроля, произвольного внимания носят вторичный характер и проявляются в постоянной отвлекаемости ребёнка, неумении сосредоточить внимание на одном предмете или действии, снижении контроля за собственной деятельностью, что значительно усиливается при утомлении. Таким образом, трудности в учении у этой группы детей обусловлены отсутствием учебной мотивации, недопониманием учебной ситуации и несформированностью личностных компонентов учебной деятельности из-за незрелости эмоционально-волевой сферы.
Эмоционально-волевая незрелость у детей с психическим инфантилизмом сочетается с негрубой интеллектуальной недостаточностью (преобладанием наглядно-образного и наглядно-действенного мышления над абстрактно-логическим, недостаточность словесно-смысловой памяти). Часто наблюдается незрелость моторики – движения порывисты, недостаточно координированы и чётки, свойственно обилие лишних движений (моторный инфантилизм), что приводит к затруднениям в выработке двигательных навыков (письмо, рисование, труд). Продуктивность познавательной деятельности зависит от мотивации.
Ребёнок с гармоническим психическим инфантилизмом нуждается в активной стимуляции психического развития. Эффективность педагогической работы возможна только в игровой форме.
Педагог психолог через игру работает над коррекцией поведения инфантильного ребёнка, обусловленного незрелостью эмоционально-волевой сферы: проигрываются различные ситуации школьной жизни, с которыми сталкивается ребёнок, высмеивается неорганизованность, непродуманность последствий поступков и сами неразумные поступки.
Учитель-дефектолог, способствует возникновению у ребёнка познавательных потребностей, стремления к умственному труду, формирует общеучебные интеллектуальные умения. Важной задачей является формирование навыков речевого самоконтроля и речевого планирования деятельности. В области познавательной деятельности учитель-дефектолог стимулирует развитие у ученика процессов, функционирование которых обеспечивается левым полушарием головного мозга, с помощью специальных кинезеологических упражнений развивает межполушарное взаимодействие. В случае выявления моторного инфантилизма требуется развитие координации движений пальцев и кистей рук ребёнка.
Важнейшая задача каждого учителя – формирование у ребёнка с психическим инфантилизмом учебной мотивации, интереса к тому, что происходит в классе. Для этого учебные задания даются в игровой форме, создаётся ситуация успеха.
Важным направлением работы с такими детьми является формирование умения работать в группе. Инфантильный ребёнок стремится к детям младше себя, а его следует побуждать к общению со сверстниками, помогая равноправно сотрудничать с ними, улаживать конфликты. В этом отношении большими возможностями обладает деятельность воспитателя, классного руководителя. Учитывая игровые интересы детей, воспитатели расширяют круг и уровень сложности игр. Тем самым целенаправленно, но незаметно для играющих детей, у них формируются основные интеллектуальные умения, важные для осуществления учебной деятельности (ориентировка, планирование, самоконтроль), личностные компоненты деятельности (произвольность, ответственность за результат, самостоятельность), развивается координация движений, межполушарное взаимодействие.
Чаще встречается наиболее тяжёлый вариант – задержка психического развития церебрально-органического происхождения. Трудности в учении у этих детей обусловлены незрелостью эмоционально-волевой сферы (органический инфантилизм) и нарушениями познавательной деятельности. Незрелость эмоционально-волевой сферы состоит не столько в отставании в темпах формирования, сколько в таких особенностях развития, как отсутствие яркости и живости эмоций, примитивность интересов, малая способность к волевому усилию, грубая внушаемость, сниженная критичность. Нарушения произвольной регуляции имеют более выраженный и стойкий характер, при этом в наибольшей степени страдают функции контроля и особенно программирования. На характер учебной деятельности и поведения ребёнка влияет эмоциональный фон: эйфорический оттенок настроения в сочетании с психомоторной расторможенностью, импульсивностью (органический инфантилизм неустойчивого вида), либо преобладание пониженного фона настроения в сочетании с нерешительностью, безинициативностью, боязливостью (органический инфантилизм тормозимого вида).
Особый характер имеют и нарушения познавательной деятельности. Во-первых, свойственна наибольшая недостаточность не мышления как такового, а высших корковых функций: зрительного, слухового восприятия, пространственной ориентировки, памяти, речи, психомоторики, интегративных функций. Во-вторых, отмечается мозаичная недостаточность корковых функций. В-третьих, нарушения познавательной деятельности имеют и характер нейродинамических расстройств: в более лёгких случаях это проявляется истощаемостью психических процессов, а в более тяжёлых – медлительностью, недостаточной переключаемостью психических процессов.
Очевидно, что этим учащимся требуется системная помощь школьных специалистов.
Коррекционно-педагогическая помощь учителя-дефектолога должна быть направлена на: 1) формирование учебной деятельности – всех её компонентов (структурных, личностных), но прежде всего умений самоконтроля и программирования деятельности на основе приёмов поэтапной обработки программы, речевого программирования (проговаривание последовательности действий), сравнение плана с полученным результатом; 2) коррекцию нарушений познавательной деятельности – развитие отдельных психических функций, недостаточность которых свойственна тому или иному ученику. Коррекционная работа в рамках данных направлений осуществляется учителем-дефектологом на занятиях «Развитие познавательной деятельности».
Особенности личностного развития учащихся (органический инфантилизм), обусловленные эмоционально-волевой незрелостью, существенно затрудняют учебную и внеучебную деятельность ребёнка, мешают общению, продуктивному взаимодействию, установлению дружеских связей. Всё это свидетельствует о необходимости оказания ребёнку коррекционной помощи педагогом-психологом.
Выраженность и стойкость нарушений у учащихся с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения указывают на важность ежедневного систематического коррекционного воздействия для получения устойчивых результатов. В этой связи большая роль в оказании помощи ребёнку отводится каждому работающему с ним учителю. Объектом внимания учителей должен стать прежде всего процесс формирования учебной деятельности у ученика. Чтобы вызвать у него желание учиться, вначале нужно использовать лёгкий, доступный материал, создавая ситуацию успеха. Успех пробуждает веру в свои силы, снимает напряжённость, вызываемую процессом обучения. С целью возникновения учебно-познавательных мотивов и опираясь на относительно сохранную мыслительную деятельность у таких детей, целесообразно строить процесс обучения на основе частично-поискового (эвристического) метода. Его суть заключается в подведении учащихся к совершению «открытий». Практика показала, что опора на данный метод в процессе обучения детей с задержкой психического развития не только формирует у них умение рассуждать, стимулирует их познавательную активность, но и делает процесс обучения привлекательным для ученика.
Учитывая трудности ученика в планировании деятельности, нужно помогать разбивать задание на этапы, более мелкие части, переходить планомерно от одной части задания к другой, учить работать по плану. С целью коррекции данной проблемы в развитии ученика учителем во взаимодействии с учителем-дефектологом формируются умения речевого программирования и самоконтроля. Формирование данных умений способствует также ослаблению проявлений органического инфантилизма как неустойчивого, так и тормозимого за счёт улучшения организационной стороны деятельности. Консультативная помощь учителя-дефектолога поможет учителю продуктивно использовать приёмы коррекции нарушений познавательной деятельности в процессе обучения.
Большое влияние на коррекцию нарушений эмоционально-волевой и познавательной сфер может оказывать деятельность воспитателя, классного руководителя, руководителей кружковой работы. В процессе режимных моментов, продуктивных видов детской деятельности формируются умения планирования и самоконтроля, развиваются школьно-значимые психические функции. Процесс подготовки и проведения интересных мероприятий, игр, создание при этом ситуации успеха для ребёнка способствуют возникновению познавательных интересов, стимулируют познавательную активность, влияют на коррекцию нарушений личностного развития.
Таким образом, сложное сочетание и выраженность проблем в развитии, свойственным учащимся с трудностями в обучении, обуславливают необходимость оказания им комплексной разносторонней коррекционной помощи. Определёнными возможностями в этом отношении обладает деятельность многих школьных специалистов. Реализация каждым этих возможностей, а также реальное взаимодействие специалистов обеспечивают функционирование системы коррекционной работы в системе образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий