пятница, 19 февраля 2021 г.

Упражнения для дифференциации ц-ть, т-ч, ц-ч

 Скачать упражнения для дифференциации ц-ть, т-ч, ц-ч (.doc)

Дифференциация Ц – ТЬ.

 

Повтори, напиши цепочку слогов.

Дифференциация звуков Ц-Ть в слогах

ца – тя              цо – тё                  цу – тю                цы – ти                   це – те
тя – ца              тё – цо                  тю – цу                ти – цы                   те – це
ац – ать            оц – оть               уц – уть                яц – ять                ец – еть
ать – ац            оть – оц               уть – уц                ять – яц                 еть – ец

 


Дифференциация звуков Ц-Ть в словах

Произносить (читать) слова.
Теплица, темница, таблица, столица, страница, сестрица, пятница, телятница, отцы, птенцы, танцы, центры, ситец, цокать, концерты, рецепты, проценты, цыплята, платьице, полотенце.

Произносить (читать) парочки слов.
Цирк – тир, цыкать – тикать, цыплята – тигрята, медицина – Валентина, цепкий – терпкий, ценный – тесный, сцены – стены, целлофан – телефон, борец – гореть, боец – болеть, жилец – жалеть, глупец – глупеть, кузнец – тускнеть, молодец – молодеть, заяц – лаять, месяц – десять, паяц – паять.



Дифференциация звуков Ц-Ть в предложениях

Произносить (читать) предложения.
Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице. У Тани тёмное платьице. Отец ездил в столицу. Митю поцарапал котёнок. Цыплята не умеют плавать. Котёнок лакает из блюдца. Катя поливает цветы. На акации поют птицы. Птицы выводятся из яиц. Телятница возится с телёнком. Котёнок гоняется за цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы сушатся на улице. Нету месяца – темно, звёзды светятся в окно. Малиновым цветом цветут лепестки. Сестрица испортила в книге страницу. Зиме конец! Летит скворец и громко напевает. У плетня на улице встретились две курицы, курицы-наседки, добрые соседки.



Дифференциация звуков Ц-Ть в чистоговорках


Ца-тя-ца - тётя Дуся телятница.
Ти-цы-ти - зайцу от лисицы не уйти.



 

 

Дифференциация звуков Ц-Ть в стихах


Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.
Буква Ц.
Букв не мало мы узнали, Цепь, цветок и цифра – тут
Добрались до буквы ц. Ц в начале все прочтут,
Есть слова, где ц – в начале, А в словах отец, боец
Есть слова, где ц в конце. Ц мы пишем под конец. (Л. Дьяконов)



Дифференциация звуков Ц-Ть в текстах

Произносить (читать) и пересказывать текст.
Цыплята и утята.
У курицы было десять цыплят, а у утки пять утят. Цыплята и утята вместе ходили по двору. Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Поплыли утята, а цыплята не умеют плавать. Стали они жаловаться курице. А мать – курица показала, как можно купаться в пыли.

 

 

1.     Напиши в два столбика слова с буквами Т, Ц.

 

Телефон, цыганка, пуговица, цыпленок, утюг, тень, заяц, тепло, цена, индеец, картина, курица, цветок, ножницы, тюльпан костёр, котята, нить, костюм, катер, яйцо, цепь, цапля, тюль, овца (или другие подобные).

 

2.      Вставь пропущенные буквы.

 

Лепи…ь , …веток, коне..., носи…ь, …емно, молоде…, лиси…а, зая…, ко…ёнок, …ирк.

3.     Подчеркните слова с буквой Т.

Целина, прислать, затем, ценить, пальцы, пылить, пыльца, картина, колодец.

4.      Подчеркните слова с буквой Ц.

Пятница, колесить, кольцо, настенный, цыплёнок, мотоцикл, тесто, мыльница.

5.     Выпишите из текста слова с буквами Т и Ц в 2 столбика.

 

Буква «Ц»

Мастерица наряжаться, цепи ценные носить, как царица в них ходить! Мало моднице такой целой цепи золотой!
Снизу с правого конца прикрепила два кольца!

 

6.     Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы: Т и Ц. Спишите.

Поло..ен..е, ..елова..ь, мас..ери..а, ..емен..ировать, за..вес..и, …еф…ели, …епли..а.

7.     Спишите.

Стояла тёплая осень. Целыми днями Артём гулял в парке. Там он собирал разноцветные листья. По небу летели перелётные птицы. Когда стемнело, Артём вернулся домой. Дома его ждали котёнок Тима и щенок Цыбик.

 

 

8.     Прочитайте предложения, запомните и напишите их, перевернув карточку.

Костя едет с отцом.

Витя порезал палец.

Настя кормит цыплят.

Дети веселятся на улице.

 У Тани тёмное платьице.

Отец ездил в столицу.

Митю поцарапал котёнок.

Цыплята не умеют плавать.

Котёнок лакает из блюдца.

Катя поливает цветы.

На акации поют птицы.

 Птицы выводятся из яиц.

Телятница возится с телёнком.

Котёнок гоняется за цыплятами.

 


 

Дифференциация ч — ц

 

1.      Назовите первый звук в словах чайка, цапля. Охарактеризуйте эти звуки. Сравните их по артикуляции, назовите сходство и различие.

 

2. Прочитайте слоговые цепочки. Повторите их, как запомнили.

ча – ца – ча                            ца – ча – ца

ча – ца – ча – ца                    ца – ча – ца – ча

 

3. Прочитайте буквы слитно. Повторите получившиеся звукосочетания.

              ч                   ц                     ч                  ц

         а        а         о         а           е        о        и        у

              ц                   ч                     ц                  ч

4. Прослушайте слоги. Запишите:

а) первую букву каждого слога:

ча, чо, ца, чу, цо, цы, чи, це, че

б) последнюю букву каждого слога:

ач, ац, уц, уч, оц, ыц, оч, ич, иц, ец, еч

 

5. Прослушайте звукосочетания. Запишите только согласные.

        ача, учу, уча, ица, ечо, ецо, юца, уче, уце, ечи

 

6. Прослушайте, запомните, запишите ряды слогов в той же последователь­ности.

           цу — чу — цу          чу — цу — цу — чу            цо — чо — цо — чо

           чу — цу — чу          цу — чу — чу — цу            чо — цо — чо — цо

                     цы — чи — чи — цы                чи — цы — цы — чи

 

7. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой ч, во вторую — с буквой ц.

ча, цу, ач, уц, чу, чи, еч, це, оц, ца, яч, яц; чре, цве, чле, цвё, чте, чти, чмо, ача, аца, учу, уце, еце, ица, учи, уче, аце

 

9.      Запишите слоги и звукосочетания под диктовку логопеда. (Используется материал предыдущих заданий.)

 

                                       Дифференциация ч — ц в словах

 

1. Прослушайте слова. Определите наличие звука ч или ц в словах. За­пишите их.

а) в начале слова:

цапля, цепь, чувство, челка, цвет, чулки, цукаты, чурка, царапать, чистый, чтение, цветок, чтит

Слова для объяснения: чтит, цукаты.

б) в середине слова:

пчелка, огурцы, печка, сверчок, разноцветный, стручок, пальцы, молодцы, строчка, курочка, борцы, платочек, отцветает, цикады

Слово для объяснения: цикады.

в) в конце слова:

огурец, плач, палец, грач, кузнец, силач, врач, богач, матрац, калач, мяч, молодец, ситец, колодец, скворец, птенец

2. Прослушайте слова. Выпишите слоги с буквами ч, ц. (Вспомните, как пи­шутся ча, чу.)

а) из начала слова:

чудо, цены, ценит, часы, цукат, читай, цени, цари, чайка, цветок, чтение, цапля, чистый, челнок, очки

б) из конца слова:

грачи, огурцы, строчу, молчу, свеча, стручок, мельницы, кру­жевница, круча, телятница, туча, ударница, баловница

в) из середины слова:

кричали, оценивали, встречали, отсвечивали, отсрочка, оцепили, ворчливый, остроконечная, отцветает, зацветает, отечество

3. Рассмотрите картинки. Скажите, что на них изображено. Запишите названия картинок. Подчеркните буквы ч, ц карандашами разного цвета.

Приблизительный перечень картинок, подби­раемых логопедом: огурец, палец, стручок, очки, цепь, сморчок, ножницы и т.д.

1.      Закончите слова, вставляя в них слог ча или ца.

ули...              да...            мельни...           пугови...             зада…

столп...          уда...           ку...                   пти...                                  

кру...              кори...        ту...                   больни...             горли...

     5. Закончите слова, дописав слог чи или цы. Слова третьего столбика раздели те на слоги.

огур…                ­кала...                 умель...             ту...                          гра...

паль...                 вра...                   уда...                 щип...                       от...

красави...           москви...             стрель...            рукодельни...          сквор...

6. Измените слово так, чтобы появился звук ч. Запишите пары этих слов.

Образец: улица — уличный, овца — овечка.

рукавица—...                   луковица—...                кольцо—...             крыльцо—...

огурец —...                      лицо —...                       пуговица—...         водица—...

цветок—...                       улица—...                      страница —...        птица —...

синица —...                     теплица —...                  щипцы —...

7. Измените слова по образцу.

Образец: лиса — ли-сич-ка, ли-си-ца.

сестра—...—...                коса—...—...                   вода—...—...                 

куры—...—...                  земля — ... — ...             лук — ... — ...

лик—...—...                    лиса—...—...

8. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков ч, ц в словах. Составь­те схемы этих слов. Надпишите буквы ч, ц над нужным слогом, под схемой запишите соответствующее слово. Разделите слова на слоги.

цепочка, горчица, волчица, учительница, цветочница, ученица, учетчица, молочница, чулочки, чудесница, цыпляточки, чесночница, чертежница, летчица, пулеметчица

9. Спишите слова, вставляя пропущенную букву ч или ц.

...ерта, ...епь, ...веты, ...ерешня, ...истый, сите..., сила..., молоде..., мя..., та...ка, ли...о, коне..., вра..., ка...ка, яй...о, бор...ы, тка.-.иха, пож­ни...ы, ветре...ный, но...ная, ме...татель, по...тальон, гор...и...а, гор...и...ный, доще...ка, пере...ни...а, ...ирка..., ...ти...а, ...емодан...ик, за...епо..ка, ...е...еви...ная, пе...ено...ный, ...ыплято...ки, вол...и...а, буфет...и...а, ...епо...ка, ...вето...ек

                                        Дифференциация ч — ц в предложениях

 

1. Составьте с данными словосочетаниями предложения.

проточная водица                            черная курица

крошечная царапина                       узорчатое полотенце

четырнадцатое число                      отличная оценка

2. Составьте словосочетания со словами первого и второго столбиков. С каждым составленным словосочетанием придумайте и запишите предложение.

горячая                          бабочки

разноцветные                яичница

чудесная                        сердечко

чужие                             горшочек

цветочный                     цыплята

чуткое                            сказочка

 

3. Составьте словосочетания, используя слова первой и второй строчек. Придумайте с этими словосочетаниями предложения. Запишите их.

а) кузнечики, черешни, солнце, котеночек, пулеметчица, коло­кольчики

б) печет, строчит, стрекочут, цветут, царапается, красуются

 

4. Закончите предложения, вставив подходящие по смыслу слова с буквой ч или ц. Подчеркните буквы ч, ц разными карандашами.

Снесла курочка ... . Летом целый день печет ... . Лисица охоти­лась на ... . Куница утащила ... . Среди колокольчиков стрекочут ... .   ... Аленушка печалится о ... Иванушке. Вчера было тринадцатое число, а завтра будет ..., а послезавтра будет ... число. Из малень­кого цыпленка вырастет большая ... .

 

5. Составьте  предложения из данных слов. Запишите их. Подчеркните буквы ч, ц.

волчица, играть, волчата, с;  кусты, из, выскочили, зайцы; цапля, переходить, кочки, с, кочку, на; пчелы, полететь, гречишное, на, поле; пчелы, садиться, цветы, акация, на; ласточки, у, были, птенцы, четыре; гнездо, ласточка, на, было, чердак

                                 

Дифференциация ч — ц в связных текстах

 

1. Спишите тексты, подчеркните буквы ч, ц разными карандашами.

                                                                  Гнездо.

На чердаке было гнездо ласточки. У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь птенцу. Митя был на улице. Он увидел птенца. Мальчик поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

                                                                  Пчелы.

Вечером посадили рой пчел в улей. Всю ночь пчелы шумели. Утром пчелы летали с цветка на цветок. Они собирали цветочный мед. К улью пчелы вернулись с добычей.

2. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы ч или ц. Подчеркните их разны­ми карандашами.

                                                          Пти...ьи гнезда.

Гра...и вьют гнезда на деревьях. Весной выводят птен...ов. Гра...и приносят птен...ам ...ервей.    ...ервя...ки — это добы...а гра...ей. Не разоряйте птич…ьих гнёзд! Пти…ы – наши  друзья. Они уни...тожают ...ервяков и гусени... . Берегите пти...!

                                                                Кури…а.

Двад...ать один день сидела кури...а на яй...ах. Наконе... из яи... стали появляться ...ыплята. Их было двенад...ать. ...етыре ...ыпленка ...ерненьких. Восемь ...ыплят пестрых. Кури...а повела ...ыплят на ули...у. Там она их у...ила искать ...ервя...ков.

                                                                 Весной.

Весной первыми прилетают гра...и и сквор...ы. Гра...и собираются ...елыми стаями и на...инают вить гнезда. Для сквор...ов готовы скворе...ники. Скоро гра...и и сквор...ы на...нут выводить птен...ов. Поговорка — ...вето...ек, послови...а — ягодка. Не разбивши яй...а, не сделаешь яи...ни...у. А это веселая пти...а — сини...а, которая ...асто ворует пшени...у, которая в темном ...улане хранится в доме, который построил Джек.               (Перевод С. Я. Маршака.)

3. Диктанты.

 

Зрительный диктант

Методические указания. Логопед записывает предложение на доске, дает возможность учащимся прочитать написанное один-два раза. Затем предложение закрывается листом бумаги. После напи­сания всего текста логопед открывает текст диктанта, давая возмож­ность учащимся проверить написанное.

                                                                      Заяц.

Мальчики ходили в лес за черникой. Из кустов выскочили зайцы. Это была зайчиха с зайчатами. Зайцы прыгали с кочки на кочку.  Мальчики гнались за зайцами. Они забыли про чернику. Долго гонялись мальчики за зайцами, но зайцы ускакали.

 

Письмо по памяти

Методические указания. Логопед читает текст, выясняет у уча­щихся, все ли им понятно. Затем читает еще раз. Учащиеся пи­шут текст, как запомнили.

Мы у нашего крыльца

Посадили деревца.

Поливали их водой,

Чистой, свежей, ключевой.

      Лето.

Солнце печет.

Липа цветет.

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

                                                                      На пасеке.

Мой дедушка пчеловод. Он работает на пасеке. Дом у пчел — улей. Вместо дверцы леток. Через него пчелы влетают в улей.

Целый день пчелы летают с цветка на цветок. Они собирают нектар.

А потом из нектара получится целебный мед.

          

  Предупредительный диктант

Свое весеннее расписание есть у деревьев и у цветов. Ива цветет в апреле, а ландыш — в конце мая. Никогда не зацветает яблоня раньше черемухи, а черемуха раньше березы. Весной просто по цветущей ветке узнать, какой нынче месяц в году. Если цветет ореш­ник — это апрель. Если на березе сережки — начало мая, а цветени­ем сирени заканчивается весна.

               

Проверочные диктанты

Весной целыми днями птицы хлопочут. После четверга будет пятница. На обочине дороги зацвели одуванчики. Кукушка кладет яйца в чужие гнезда. Ходит курочка с цыплятами по двору. Сидит девица в темнице, а коса на улице. Вдоль по речке, по водице плы­вет лодок вереница. Под осинкою на кочке гриб в малиновом платоч­ке. Птицу узнают по полету, а человека по работе. Добыча ловца не ждет. (Пословица.)

                                            

          Летом на лугу.

Небо безоблачное. Ярко светит солнце. Запахи цветов привле­кают пчел. Они садятся на лепестки цветов и собирают нектар.

Тут же кружатся бабочки. Они перелетают с-цветка на цветок. Переносят на лапках пыльцу. В траве заливаются кузнечики.

4. Составьте рассказ по опорным словам. Озаглавьте его.

целая охапка, рюкзачки, удочки, удачная прогулка, печеная кар­тошка, чудесные цветы, колокольчики, кузнечики, бабочки

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации для работы с учащимися имеющими трудности в обучении

  Назначение любого учреждения образования – обеспечение максимально возможной реализации каждым обучающимся имеющихся у него потенциальных ...