1. Вопрос. Друзья и учитель говорят мне, что моему ребенку необходимо заниматься с логопедом, так как он неправильно произносит звуки, неразборчиво произносит слова, а я считаю, что мой сын справится сам, и всё пройдет, когда он подрастёт, потому что в нашей семье ни у кого проблем с речью нет. Я тоже в детстве не проговаривала звук «Р», потом в школе научилась. Как поступить, чтобы не навредить моему ребёнку?
Ответ. Если развитие речи Вашего ребёнка отстаёт от возрастной нормы, следует обратиться за консультацией к поликлиническому логопеду или учителю-дефектологу школы. Возможно показать ребенка неврологу. Вам дадут советы, рекомендации, покажут доступные приёмы и упражнения коррекции речи. Вы сами можете выбрать форму занятий с ребенком. Либо посещать занятия с логопедом, либо позаниматься дома. Недостатки речи надо преодолевать своевременно, чтобы они не закрепились и не стали стойкими. Если к школьному возрасту речь не сформирована, то уже это «само не пройдет».
2.
Вопрос.
Как долго нужно посещать логопедические занятия в школе?
Ответ.
Сроки
логопедической коррекции зависят от тяжести речевого нарушения, его причин.
Если это единичное функциональное нарушение произношения звуков «Л», «Р», не
осложненное нарушением анатомического строения органов речи и без
дизартрических нарушений, то звук ставится и вводится в речь от 2 недель до 1
месяца. Если нарушение связано с неврологическими проблемами (гипертонус мыщц,
спазм), аномалиями в строении органов (расщелины, неправильный прикус), то
возможно от 6 месяцев и до года. В некоторых сложных случаях (выраженные
дизартрические нарушения) возможно только искаженное (примерное) произношение
звуков и не удаётся получить правильное. Если к нарушению звуковой стороны речи
добавляются проблемы в лексико-грамматическом строе речи, нарушения
фонематического слуха, то занятия необходимы 2 года. Для детей, имеющих
выраженное ОНР или ТО, занятия проводятся с 1 по 4 класс.
3. 3. Вопрос. Каких
детей зачисляют для занятий с учителем-дефектологом в школе?
Консультацию по уровню развития речи ребенка и рекомендации по дальнейшему развитию и коррекции речи может получить любой ученик школы, обратившийся лично или вместе с родителями. На занятия зачисляются дети, имеющие заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), где подтвержден статус ребенка с ОПФР (особенности психо-физического развития) и даны рекомендации для обучения .
4.Вопрос. Не помешает ли моему ребенку заключение ПМПК и занятия с учителем-дефектологом в дальнейшем поступить в престижную школу, ВУЗ, выбрать желаемую профессию?
Ответ. Заключение
ПМПК с рекомендациями оказания логопедической помощи ребенку с ТНР
действительно в течение года для предъявления в образовательное учреждение. Если
родители не обратились с заявлением обучать ребенка по соответствующей
программе, то оно теряет свою силу. Если родители выразили согласие обучать
ребенка и заниматься с учителем-дефектологом, то занятия проходят в течение
срока действия заключения. При успешной коррекции, по желанию родителей, по
заключению школьного ПМПК, ребенок может быть выписан и ранее этого срока. Если
к концу 4 класса ребенок преодолеет свои речевые проблемы и к моменту
поступления у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое
учебное заведение.
4. 5. Вопрос. Могут ли родители сами
исправить речь ребенка?
Роль
родителей в развитии речи ребенка очень велика. Существует много
книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например, Максаков А.И.,
Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного
произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». В
сети интернет много обучающих вебинаров по постановке звуков. Иногда бывает достаточно
привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить
положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить
артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если,
несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился
правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие
попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у
ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Речь
взрослых должна быть образцом для подражания: чёткая, плавная, эмоциональная,
медленная, без «сюсюканья», с понятными ребенку словами. Очень полезно читать
детям стихи, сказки, соответствующие их возрасту. Важно
развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую
моторику кисти руки.
5. 6. Вопрос.
Почему ребенок плохо читает и пишет?
Ответ. Чтение
– сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание
смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребенок учится переводить
написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее со звуком,
соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические
операции поглощают все внимание ребенка. При этом понимание читаемого текста
затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются, и ребенок
концентрируется на понимании смысла текста.
Подобные
проблемы могут возникать и с письмом.
До
конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь
о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены,
перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду.
Сложности
с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи,
слуха, зрения и у тех учащихся, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные
мозговые дисфункции), гиперактивность.
7.Вопрос.Что
такое «дисграфия» и «дислексия»?
Ответ.
Дисграфия – расстройство процесса письма. Дислексия – расстройство процесса
чтения. Если ребёнок нуждающийся в логопедической помощи не получает её
своевременно, то в последствии как правило, выявляются нарушения чтения и
письма. Эти расстройства характеризуются наличием специфических ошибок
(пропуски букв, замены, перестановки и другие), которые носят стойкий характер.
8.Вопрос.Как
правильно научить ребенка читать?
Ответ.
В
основе обучения чтению лежит не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку
новую букву, например (М), следует научить его слышать звук (М) в слогах,
словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и
соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит ЗВУК. С образом буквы
знакомить не ранее 5-6 лет, т.к. физиологическая готовность ребенка и прежде
всего органа зрения на восприятие слова формируется к школьному возрасту.
Важнее научить ребенка звуковому анализу и синтезу: выделению звуков в слове,
определению порядка и количества звуков в слове, различать гласные и согласные
звуки, слышать твердость и мягкость согласного. Важны и неречевые навыки:
ориентировка в пространстве, хорошая зрительная и слуховая память, чувство
ритма, развитая мелкая моторика, активное мышление. Именно хорошее развитие
этих компонентов у ребенка позволит овладеть грамотой в короткое время.
9. Вопрос. Почему ребенок во втором классе
пропускает буквы в словах, не дописывает буквы?
Ответ. Часто
такая причина возникает у многих детей на начальной стадии обучения письму.
Письмо
– это сложный многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой,
речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в
процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной
речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи,
вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать
слово, ребенку необходимо:
1)
определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
2)
соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
3)
воспроизвести с помощью движений руки букву.
Требуется
автоматизация этого процесса. Важно, чтобы все функции, обеспечивающие процесс
письма, были сформированы: слуховая дифференциация звуков,
правильное их произношение, звуковой анализ и синтез, лексико-грамматическая
сторона речи, зрительный анализ и синтез, пространственные представления.
Причины пропуска букв могут быть
различными. Чаще встречаются пропуски из-за недостаточно сформированного
фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза, слабого внимания,
низкого уровня регуляции и самоконтроля.
Фонематический слух
– это умение различать близкие акустически звуки на слух и правильно обозначать
буквой.
Звукобуквенный анализ и синтез
- это умение определить количество и порядок звуков в слове, обозначить буквой
и соединить в слово. Для тренировки навыка использовать различные упражнения на
развитие фонематического слуха и звукобуквенного анализа. Очень много приемов и
рекомендаций для каждого возраста в сети интернет.
Низкое развитие внимания тоже
приводит к пропуску. Работаем над развитием внимания, как процессом
(специальные упражнения на развитие внимания) и развиваем орфографическую
зоркость – умение видеть ошибки, отличать правильное написание слова от
неправильного.
Низкий уровень самоконтроля и
регуляции мешает ребенку управлять собственной деятельностью.
Необходимо развивать навыки самоконтроля и регуляции. Эти навыки развиваются
специальными упражнениями и в обычных повседневных делах (например,
самостоятельно собрать портфель в школу).
10.Вопрос. Чем занимаются дети на занятиях с
учителем-дефектологом в школе и сколько они длятся?
Ответ. Ребёнок
посещает занятия у учителя-дефектолога 2-4 раза в неделю продолжительностью от
15 мин. до 45 мин. Подгрупповые занятия учитель-дефектолог планирует с детьми
одного возраста(класса) и со сходными нарушениями речи. Содержание каждого
логопедического занятия зависит от формы речевого нарушения и целей
логопедической коррекции. Занятия по произношению
обычно включают игры и упражнения на развитие мышц артикуляции, упражнения на
развитие речевого дыхания, пальчиковую гимнастику, мимические упражнения,
упражнения на дикцию и чистоту речи, упражнение на развитие слухового
восприятия, исправление дефекта произношения и правильную автоматизацию звуков
в речи, коррекцию нарушений слоговой структуры, формирование
лексико-грамматических представлений, коррекцию нарушений чтения и письма. Занятия по коррекции письменной речи
включают упражнения, игры и задания на развитие мелкой моторики, развитие
зрительно-пространственной координации, развитие артикуляционной моторики,
развитие фонематического слуха, упражнения по коррекции нарушения письма (на
материале программного раздела по русскому языку).
11. Вопрос. Какие упражнения можно выполнять, для преодоления нарушений письма?
Ответ. Нужно
разобраться в причинах нарушения. И работать именно над преодолением выявленных
нарушений. Если нарушения связаны с недостатками фонематического слуха и
звукобуквенного анализа, то выполнять многократно задания, которые формируют
эти умения. Материал с упражнения подставлен на школьном сайте.
http://school32.irk.ru/p/logoped
Если недостатки письма связаны с нарушением
пространственных представлений, с зеркальным письмом, с моторными нарушениями,
то использовать упражнения для развития зрительных и пространственных
представлений.
http://poskladam.ru/bukvy/bkvy_rebenok_propuskaet_bukviy_pri_pisme.html
Причину
нарушений поможет выявить учитель-логопед.
Если ошибки приобретают стойкий характер и их более пяти в диктанте
второклассника, то следует обратиться к логопеду для оказания систематической
помощи на занятиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий