Закрепление звуков идёт сначала в изолированном произношении, затем – на материале слогов, потом слов, чистоговорок, потешек, скороговорок и текстов.
а) Закрепление шипящих звуков на материале слогов и слов
ША: шапка, шаг, шакал, шайба, шарф, шахта, шахтёр, шашка, шашки, шахматы
ШО-ШЁ: шов, шёл, шёлк, шёпот, шомпол, шок, шоколад, шёлковый
ШУ: шуба, шубка, шум, шут, шутка, шуршит, шутник, шустрый
ШИ: шина, шипы, шить, шиповник, ширь, широко, шибко
ШЕ: шесть, шерсть, шелка, шептать, шелестит, шести т.д.
ЖА: жар, жаба, жаровня, жабо, жасмин, жакет, жарко, жалюзи
ЖО-ЖЁ: Жора, жор, жёлтый, жёлуди, жёрдочка, жёрнов
ЖУ: жук, жучок, журавль, журчит, жужжит, жутко, жупан
ЖИ: жир, живот, жила, жить, животные, Житомир жимолость
ЖЕ: Женя, железо, жезл, желтеть, жена, жесть т.д.
Не лишним будет вспомнить, что звуки [Ш], [Ж] появляются в «ласковых»
словах. Пусть ребёнок не только потренируется в произношении шипящих, но и в
образовании слов. Предложите ему для начала образовать
уменьшительно-ласкательные формы имён: Настя - НастюШа, НастасьюШка; Илья –
ИлюШа, ИлюШенька, Оля – ОлюШка и т.д. А теперь такие слова (со звуком [Ш]):
голова – головуШка (сторона, изба, борода, ворона, камень, горе, перо, зерно,
крыло, солнце, дно, пятно, поле, пальто, трус, заяц, волк, воробей, деревня и
т.д.);
(со звуком [Ж]): сапог – сапоЖок (друг, пирог, круг, долг, берег, долг,
творог, утюг, стог, флаг, шаг, нога, порог и т.д.)
Здесь же можно вспомнить животных и их детёнышей:
медведь – медвеЖонок морЖиха – морЖонок стриЖиха – стриЖонок иволга - иволЖонок |
уж – уЖонок верблюд - верблюЖонок уЖица – уЖонок осьминог -осьминоЖек |
Ребёнок очень быстро втянется в подобное словотворчество а вам придется
придумывать новые игры и подбирать для него более сложный речевой материал на
звуки [Ш], [Ж]. Например, игра «Превосходнейшие слова» (звук Ш):
Как сказать о самом-самом?
Самом сильном, самом слабом?
Сильный – сильнейШий,
Слабый – слабейШий
свежий - …
(вкусный, простой, полезный, светлый, честный, новый, добрый, чистый и
т.д.)
Нельзя обойти вниманием и наречия: близко – блиЖе, дорого – дороЖе (молодо,
низко, поздно, плохо, редко, твёрдо, туго, узко, глубоко и т.д.)
И, конечно же, неоценимую помощь в деле автоматизации шипящих звуков окажут
так называемые предметные картинки, в названии которых встречаются шипящие.
б) Закрепление шипящих звуков при помощи чистоговорок:
ША-ША-ША, ША-ША-ША: Мама любит (моет, кормит) малыША.
ШО-ШО-ШО, ШО-ШО-ШО: На прогулке (в наШЕм доме) хороШО.
ШУ-ШУ-ШУ, ШУ-ШУ-ШУ: ШАрф повяЖЕм (ШАпку свяЖЕм) малыШУ.
ШЕ-ШЕ-ШЕ, ШЕ-ШЕ-ШЕ: ШУба, ШАрф (ШАпка, ШАрф) на малыШЕ.
ШИ-ШИ-ШИ, ШИ-ШИ-ШИ: Игры (ШАШки) любят малыШИ. и т.д.
ЖА-ЖА-ЖА, ЖА-ЖА-ЖА: Есть еЖАта у еЖА (Есть морЖАта у морЖА).
ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ: Молока дадим еЖУ. Ты послушай, я скажу.
ЖИ-ЖИ-ЖИ, ЖИ-ЖИ-ЖИ: Очень славные еЖИ! А теперь и ты скаЖИ.
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ, ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ: фильм посмотрим о еЖЕ (о морЖЕ). и т.д.
в) Закрепление шипящих звуков при помощи потешек:
Зайчишка ЗайчиШка- трусиШка по полю беЖал, В огород забеЖал. Морковку наШёл, капустку наШёл К нам в гости приШёл. Павушка ПавуШка летала, ПерыШки роняла. - Кому эти перыШки? - Родимому ВовуШке. - На что ему перыШки? - Шапочку пуШить. - На что Шапочка? - ДедуШке дарить. Дадим Вове каШи В красной чаШе, Хлебы краюШку, Меда кадуШку, ПыШки, лепеШки, Куриные ноЖки.
Мария –солныШко, Полети на облыШко, Принеси с небуШка Меда да хлебуШка, ПлюШек, преснуШек, Сладких ватруШек. |
Котишко КотиШко-мурлыШко, Серый хвостиШко. Не лезь в плоШку Не обиЖай АнтоШку. НаШ АнтоШка малыШок, Роста у него – верШок. Топотушки Топ-топ! ТопотуШки! ПляШет зайка на опуШке, ПляШет ёЖик на пеньке, ПляШет чиЖик на сучке, ПляШет Жучка на крылечке, ПляШет коШка возле печки, ПляШет мыШка возле норки, ПляШет миШенька на горке А лоШадка – на дороЖке, Тараканы - на пороЖке. Топ-топ! ТопотуШки! ХороШи у нас частуШки! Улитка Улитка, улитка, Высунь роЖки, Дадим лепёШки, Свиные ноЖки, КаШи горШок, Хлеба вороШок. |
г) скороговорки
Ш
Шила в мешке не утаишь.
Шутил, да вышутил.
Луша у душа мыла шею и уши.
Метил в лукошко — попал в окошко.
Наш Филат не виноват, и ваша Ната не виновата.
Не найду я ушки у нашей лягушки.
Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.
Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл.
Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьёт Пашка шапкой Тимошкину шавку.
Ваша Парашка, а на ней наша рубашка.
Времена шатки, береги шапки.
Макар да кошка, комар да мошка.
Наш Гришка не берёт лишка.
Работай до поту — покушаешь в охоту!
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки.
По ремешку, по брёвешку боком проведу кобылку.
На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.
Наша река широка, как Ока, так, как Ока, широка наша река.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне
он смешон.
Ж
Живи да не тужи.
Не живут ужи, где живут ежи.
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
Уже ужи в луже.
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.
Делай добро и жди добра.
Вожжи из кожи в хомут вхожи.
Жужжит над жимолостью жук. Тяжелый на жуке кожух.
Жутко жуку жить на суку.
Жужжала муха, дожужжалась паука.
д) Закрепление шипящих звуков на материале текстов (в том числе и
стихотворных)
Отключили воду… «Ш-ш-ш-…», - шипит, проснувшись, уж,- «Не пора ли принять душ-ш-ш-ш-…?» только вентиль он открыл… Пар из крана повалил: Ш-ш-ш-… Шипенье раздается: Ш-ш-ш-… А вода совсем не льётся! Отключили, видно, воду По всему водопроводу. (Е.Г. Карельская) |
Там – шипит, тут - шуршит.
Кот шипит, подравшись с кошкой: Ш-ш-ш-…
Гусь – гоняясь за Антошкой: Ш-ш-ш-…
А змея – увидев мышку: Ш-ш-ш-…
Пар – подняв в кастрюле крышку: Ш-ш-ш…
Лист шуршит, упав под ноги: Ш-ш-ш-…
Ёж – газетой на дороге: Ш-ш-ш-…
То шипенье, то шуршанье…
Повторим это звучание: Ш-ш-ш-…
(Е.Г.Карельская)
Комментариев нет:
Отправить комментарий