среда, 9 декабря 2020 г.

Автоматизация звука [Ж]

 Автоматизация звука Ж представляет собой закрепление правильных движений органов артикуляционного аппарата при его произношении. В норме его начинают выговаривать к 4 годам, поэтому если в возрасте 4-5 лет у ребенка есть проблемы с проговариванием, то нужно начинать корректировку.

 

Автоматизация проходит по принципу «от простого к сложному». На первом этапе нужно закреплять звук отдельно от слогов и слов, т.е. научиться произносить его изолированно. Затем нужно переходить на слоги, слова, закрепление в текстах и повседневной речи. Занятия нужно построить таким образом, чтобы ребенок отвлекался от зацикленности на правильности произношения автоматизируемого звука. Важно сохранить у него интерес, поэтому нужно активно использовать наглядные материалы и игровые методы.

Автоматизация звука [Ж] в слогах

Для начала нужно понять, как правильно произносить звук Ж.

 

В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:

  • Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
  • Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть языка опущена, а боковые края приподняты и крепко прижаты к зубам.
  • Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя. Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
  • Голосовые связки вибрируют.

Как правило, твердый звук [Ж] легко ставится по подражанию, если ребенок научился правильно произносить [Ш].

 

Автоматизация звука [Ж] в прямых слогах:

ЖА – ЖА – ЖА            ЖА – ЖО – ЖУ      ЖУ – ЖА – ЖО    ЖИ – ЖУ – ЖА 

ЖИ – ЖИ – ЖИ           ЖУ – ЖИ – ЖЭ      ЖО – ЖИ – ЖЭ    ЖУ – ЖЭ – ЖА  

ЖЭ – ЖЭ – ЖЭ             ЖО – ЖА – ЖИ     ЖИ – ЖА – ЖО    ЖИ –ЖУ – ЖА   

ЖУ – ЖУ – ЖУ             ЖИ – ЖЭ – ЖУ      ЖО – ЖА – ЖЭ    ЖЭ – ЖА – ЖУ

ЖО – ЖО – ЖО

 

В слогах со звуками [ЖД]:

Ж__ДА, Ж__ДО, Ж__ДУ, Ж__ ДЫ, Ж__ДЭ

 

Автоматизация в слогах – это первый этап закрепления произношения после того, как ребенок научился правильно произносить звук Ж изолированно. Дальнейшая работа строится по принципу повышения сложности.

Автоматизация звука [Ж] в словах

Автоматизация [Ж] в начале слова:

  • [ЖА] – жаба, жакет, жатва, жалоба, жалела, жаль, жало;
  • [ЖИ] – живот, жидкий, живопись, жилет, жижа;
  • [ЖЭ] – желудок, жетон, желатин, желание, желе;
  • [ЖО] – жесткий, желтый, желоб, желудь;
  • [ЖУ] – жук, жуткий.

В середине слова:

  • лужа, сажа, стужа, пижама, кожа;
  • лыжи, ножи, пыжик, лежи, наживка;
  • ожог, сапожок, лужок;
  • лежу, хожу, вижу, покажу, мажу;
  • ниже, ближе, ежевика, тоже, уже.

 

В словах со стечением согласных со звуком [Ж] в середине:

  • Нужно, нужда, важно, можно, ножны, дождик, лыжник, важный, каждый, нижний;
  • ножницы, таёжный, ближний, книжный, надежда, багажный, художник, булыжник;
  • вежливый, пирожное.

Автоматизация звука [Ж] в словосочетаниях

Следующие словосочетания нужно произносить четко, выделяя автоматизируемый звук. Первым произносит взрослый, а ребенок должен повторить услышанное:

  • кожаный жакет;
  • Женины тапки;
  • жидкий мед;
  • нежная кожа;
  • желтый жук;
  • уважаемый художник;
  • столовые ножи;
  • весенние дожди;
  • мамин утюжок;
  • мягкая пижама;
  • бумажная жаба.

Автоматизация звука [Ж] в предложениях

Предложения нужно подбирать в зависимости от того, какие звуки ребенок пока еще не может произносить. К примеру, если он не выговаривает [Р], то нужно исключить слова с этим звуком.

 

Следующие предложения можно использовать для автоматизации:

  • «Женин папа – художник», «Женя жует ежевику», «Монтажнику нужна ножовка», «Пижма пахнет нежно», «У ужа ужата» (из трех слов).
  • «Над пижмой жужжат жуки», «Жанна дает Жене ежевику», «Животик у ежика мягкий», «Женя вяжет маме жакет», «Между пнями живут жабы» (из четырех слов).
  • «У Жени на ужин ежевика», «Каждый день Жанна утюжит одежду», «Ежу на ужин жук нужен», «У ежихи и ежа – ежата» (из пяти слов).
  • «Пижама, жакет и пиджак – это одежда», «Женя покажет Жанне бумажных жаб», «У детей пижамы и кожаные жакеты» (из шести слов).
  • «У Жени ягоды, а у Жанны – пижма», «Женя надел джинсы, жилет и кожаные ботинки», «В снежную, вьюжную погоду надевают теплую одежду» (из семи слов).

Автоматизация звука [Ж] в текстах

  • Текст «Живой подарок» (проговаривать при условии, что в речи есть звук Р):
    «Женя принёс Жанне живой подарок - ёжика. Ёжик жил под лежанкой. Жанна склеила ёжику бумажный домик. Когда темнело, ёжик выходил из домика и бежал к жестяной миске с молоком. После этого на полу оставались маленькие лужицы.
    Жанна полюбила ёжика. Уезжая от Жени, Жанне было жаль покидать ежа. Жанна положила ежа в коробку и отвезла домой. Позже она отнесла ежа в живой уголок. Там уже жили жабы, ужи, хомяки. Дети прилежно ухаживали за животными».
  • Текст «Женя-рыбак»:
    «Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке. Бежит Женя к реке. Терпеливо ждет клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы».

Автоматизация звука [Ж] в стихах

Стихотворения со звуком Ж в словах нужно подбирать таким образом, чтобы они соответствовали развитию ребенка, были ему понятны.

 

Для примера приведем несколько стихотворений:

  • «Ель на ежика похожа:
    Ель в иголках, елка тоже!
    Мы режем, режем, режем,
    Бумагу всю изрежем,
    Вырежем жука —
    Желтые бока.
    И как станет жук жужжать,
    Все должны мы убежать!
    Жжжжжжжжж…»
  • «Дождик, дождик, не дожди!
    Дождик, дождик, подожди!
    Дай дойти до дому Дедушке седому».
  • «Жа-жа-жа, жа-жа-жа
    Тут ежата у ежа.
    Жи-жи-жи, жи-жи-жи
    Мне ежаток покажи.
    Жа-жа-жа, жа-жа-жа
    Уходите от ежа».
  • «Жук купил лягушке
    Жёлтые подушки,
    А жуку лягушка
    Подарила сушки.
    Спит теперь лягушка
    На больших подушках,
    A жучок и мушка
    С мёдом съели сушки».

Игры для автоматизации

  • Игра «Веселый металлофон»
    Взрослый предлагает ребенку простучать на металлофоне и пропеть чистоговорки. Ребенок бьет молоточком по металлическим клавишам в такт ударных слогов и поет:
    «- Жа-жа-жа - дети встретили ежа.
    Жу-жу-жу - молока дадут ежу.
    Жи-жи-жи - любят молоко ежи.
    - Мы со слогами играем,
    Мы словечки получаем.
    Ё-Ё-жик-жик,
    Получился ёжик.
    Но-но-жик-жик,
    Получился ножик».
  • Игра «В ладоши хлопай!»
    Одновременно с постановкой и закреплением звука, нужно вести работу над развитием фонематического восприятия. Данная игра помогает в этом. Перед выполнением упражнения, нужно прочитать ребенку все задание полностью, чтобы он воспринял его как рифмованное стихотворение. Читая во второй раз, нужно уже добиваться выделения им звука.
    «А теперь в ладоши хлопай,
    Если Ж услышать сможешь!
    Жаба, желудь, кот, жираф,
    Белка, волк, машина, шкаф,
    Ежик, ножик и коза,
    Стул, желток и стрекоза».
  • Игра «Ромашка»
    Это упражнение с использованием наглядного материала. Необходимо вырезать лепестки ромашки и сердцевину, к которой будут крепиться эти лепестки. На них нужно наклеить картинки различных одушевленных и неодушевленных предметов, в которых присутствует и отсутствует звук Ж.

    Задача ребенка: подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть [Ж]. После того, как он выбрал картинку, нужно назвать слово, четко выделяя автоматизируемый звук.

Автоматизация звука Ж помогает научить ребенка произносить этот твердый звук автоматически, т.е. не задумываясь. Здесь важна не только работа логопеда, но и роль родителей, которые должны заниматься с ребенком дома. Данный логопедический материал лучше дополнять различными картинками и играми, чтобы занятия были интересны малышу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации для работы с учащимися имеющими трудности в обучении

  Назначение любого учреждения образования – обеспечение максимально возможной реализации каждым обучающимся имеющихся у него потенциальных ...