Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Как научить ребенка грамотно и красиво рассказывать о пережитых событиях, пересказать сказку, составить рассказ по картинке, общаться со сверстниками и взрослыми? Развитие связной речи – одна из главных задач начального школьного обучения.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности:
Ø развернутость,
Ø произвольность,
Ø логичность,
Ø непрерывность
Ø программированность.
Школьников с недоразвитием связного высказывания отличают:
- недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями,
- узкое восприятие действительности,
- нехватка речевых средств,
- трудности планирования монолога.
Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:
Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам.
Составление рассказов по прослушанному тексту и картине.
Составление рассказов по одной сюжетной картине
Составление рассказов по памяти
Составление рассказов по символам.
Составление рассказов по схемам.
Составление рассказов по предметам
Составление рассказов по предметным картинкам.
Составление рассказов по заданным словам.
Ребёнок научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера. Если развитие ребёнка не нарушено, эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, повысят умственный возраст, позволят пробудить скрытый потенциал, резервы, способности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!
Чтобы дополнительно заинтересовать ребёнка занятиями, можно сделать аудио записать рассказа, чтобы добиться большей активности и старательности, а после составления рассказа можно оценить и обсудить их положительные и отрицательные стороны.
Составление рассказов по наблюдаемым действиям
Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со следующими названиями:
Мы покупаем щенка. Прогулка в парк. Мы в зоопарке. Поход в театр.
Приёмы работы:
Ребенку предлагается внимательно посмотреть, как взрослый с помощью различных игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов) разыграет маленькие сказки.
Понаблюдать за действиями взрослого, прослушать несколько сказочных историй. Затем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки.
Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам
Приёмы работы:
Внимательно рассмотреть все картинки. Подробно, связно, последовательно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять. Прослушать тексты. Глядя на картины, подробно ответить на поставленные вопросы. Полно, выразительно, связно пересказать каждую историю.
«Заяц и морковка» по серии сюжетных картинок.
Беседа по серии сюжетных картинок.
— Какое время года изображено на сюжетной картинке?
— Что вы можете сказать о погоде?
— Какой стоит снеговик?
— Кто пробегал мимо снеговика?
— Что он заметил?
— Что решил сделать зайка?
— Почему ему не удалось достать морковку?
— Что он задумал потом?
— Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
— Как изменилась погода по сравнению с первой сюжетной картинкой?
— Что можно сказать о настроении зайчика на второй сюжетной картинке?
— Что происходит со снеговиком?
— Как светит солнышко на третьей сюжетной картинке?
— На что похож снеговик?
— Какое настроение у зайчика? Почему?
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке
Приёмы работы:
Проанализировать содержание картины. Ответить на вопросы полными предложениями. Составить связный, подробный, полный рассказ по картине.
Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома»
Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама.
«Одни дома»
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.
Составление рассказа по символам
Приёмы работы:
Составить предложения, используя имеющиеся опорные картинки.
По ним повторить рассказ целиком.
«Осень»
Наступила осень. Солнышко все реже светит и почти не греет. Цветы и трава вянут. Листья на деревьях желтеют и опадают. На улице становится холодно, Люди надевают теплую одежду. Звери готовятся к зиме. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Дети играют в подвижные игры. Скоро наступит зима.
Составление рассказа по предметам
Приёмы работы:
Представить, что ночью, когда в доме все спят, игрушки оживают, начинают двигаться и разговаривать.
Придумать и пересказать их разговор, если:
§ игрушки жалуются друг другу на своего хозяина
§ игрушки обсуждают своё путешествие по квартире
§ игрушки хотят вернуться в магазин
Составление рассказа по заданным словам
Приёмы работы:
Объяснить, что положительного и что отрицательного в названных явлениях:
Рубка леса. Снегопад. Путешествие.
Просмотр телевизионных передач.
Солнечный загар. Долгий сон
Ремонт в квартире
Придумать и рассказать истории по предложенным названиям:
Как Дениска испугался своего отражения
Как Лена первый раз пришла в детский сад
Как Миша капризничал в магазине игрушек
Как Серёжа спас котёнка
Как Наташа помогла соседке
Как Максим и его пёс Бимка нашли пропажу
Таким образом, ребёнок научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера.
Список литературы:
1. Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников// Возрастные возможности усвоения знаний.- М.,1966.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей.-М.,1981.
3. Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи// Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.А.Леонтьева.- М.,1974.
4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей с общим речевым недоразвитием.-М.,2002.
5. Львов М.Р. Основы теории речи.-М.,2002.
6. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб.-М.,1985.
7. Мали Л.Д., Арямова О.С.. Климова С.А.и др. Речевое развитие младших школьников.- Пенза, 1997
8. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников/ Под общ. ред. Т.Г. Рамзаевой.- М.; СПб.,1998.
9. Шаховская С.Н., Худенцова Н.С. Социальная среда и речь ребёнка // Теоретико- методологические аспекты инновационных процессов коррекционного образования: Материалы Всерос. Науч.-практ.конф. и городского науч.-метод. семинара.2001.- СПб.,2002.
10. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития: Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп.
Комментариев нет:
Отправить комментарий