четверг, 3 ноября 2022 г.

Приёмы для развития связной речи у учащихся начальной школы

 Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Как научить ребенка грамотно и красиво рассказывать о пережитых событиях, пересказать сказку, составить рассказ по картинке, общаться со сверстниками и взрослыми? Развитие связной речи – одна из главных задач начального школьного обучения.

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности:

Ø    развернутость,

Ø    произвольность,

Ø    логичность,

Ø    непрерывность

Ø    программированность.

 

Школьников с недоразвитием связного высказывания отличают:

-                   недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями,

-                   узкое восприятие действительности,

-                   нехватка речевых средств,

-                   трудности планирования монолога.

 

Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:

*                  Составление рассказов по наблюдаемым действиям.

*                  Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам.

*                  Составление рассказов по прослушанному тексту и картине.

*                  Составление рассказов по одной сюжетной картине

*                  Составление рассказов по памяти

*                  Составление рассказов по символам.

*                  Составление рассказов по схемам.

*                  Составление рассказов по предметам

*                  Составление рассказов по предметным картинкам.

*                  Составление рассказов по заданным словам.

934d43d4e724.jpg

Ребёнок научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера. Если развитие ребёнка не нарушено, эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, повысят умственный возраст, позволят пробудить скрытый потенциал, резервы, способности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!

Чтобы дополнительно заинтересовать ребёнка занятиями, можно сделать аудио записать рассказа, чтобы добиться большей активности и старательности, а после составления рассказа можно оценить и обсудить их положительные и отрицательные стороны.

 

Составление рассказов по наблюдаемым действиям

Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со сле­дующими названиями:

Мы покупаем щенка.         Прогулка в парк.            Мы в зоопарке.        Поход в театр.

Приёмы работы:

Ребенку предлагается внимательно посмотреть, как взрослый с помощью различных игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов) разыграет маленькие сказки.

Понаблюдать за действиями взрослого, прослушать несколько сказочных историй. Затем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки.

 

Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам

Приёмы работы:

Внимательно рассмотреть все картинки. Подробно, связно, последовательно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять. Прослушать тексты. Глядя на картины, подробно ответить на поставленные вопросы. Полно, выразительно, связно пересказать каждую историю.

 

«Заяц и морковка» по серии сюжетных картинок.

Беседа по серии сюжетных картинок.

— Какое время года изображено на сюжетной картинке?

— Что вы можете сказать о погоде?

— Какой стоит снеговик?

— Кто пробегал мимо снеговика?

— Что он заметил?

— Что решил сделать зайка?

— Почему ему не удалось достать морковку?

— Что он задумал потом?

— Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?

— Как изменилась погода по сравнению с первой сюжетной картинкой?

— Что можно сказать о настроении зайчика на второй сюжетной картинке?

— Что происходит со снеговиком?

— Как светит солнышко на третьей сюжетной картинке?

— На что похож снеговик?

— Какое настроение у зайчика? Почему?

Рисунок (43) (514x700, 125Kb)Рисунок (42) (487x700, 145Kb)Рисунок (41) (521x700, 142Kb)

Заяц и морковка.

Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.

Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.

Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.

Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.

 

Составление рассказа по одной сюжетной картинке

Приёмы работы:

Проанализировать содержание картины. Ответить на вопросы полными предложениями. Составить связный, подробный, полный рассказ по картине.

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни  дома»

Беседа.

- Кого вы видите на картинге?

- Какие игрушки вы видите на картине?

- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?

- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?

- Когда это могло случиться?

- Как вы думаете, куда ходила мама?

- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?

- Чем занималась Катя? А Вова?

- А чьи бусы рассыпаны на полу?

- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?

- А кто их взял?

- Почему бусы оказались разорванными?

- Что почувствовали дети, когда вернулась мама.

 

«Одни дома»

Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.

Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.

Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

 

Составление рассказа по символам

Приёмы работы:

Составить предложения, используя имеющиеся опорные картинки.

По ним повторить рассказ целиком.

http://900igr.net/up/datai/260725/0016-032-.jpg

«Осень»

Наступила осень. Солнышко все реже светит и почти не греет. Цветы и трава вянут. Листья на деревьях желтеют и опадают. На улице становится холодно, Люди надевают теплую одежду. Звери готовятся к зиме. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Дети играют в подвижные игры. Скоро наступит зима.

 

Составление рассказа по предметам

Приёмы работы:

Представить, что ночью, когда в доме все спят, игрушки оживают, начинают двигаться и разговаривать.

Придумать и пересказать их разговор, если:

§     игрушки жалуются друг другу на своего хозяина

§     игрушки обсуждают своё путешествие по квартире

§     игрушки хотят вернуться в магазин

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/879261/cd1b90f5-03e1-42b3-b324-93c97c47ffc4/s1200?webp=falsehttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/202366/70af93d1-ea87-4abc-abf7-032cc02b970c/s1200?webp=false

Составление рассказа по заданным словам

Приёмы работы:

Объяснить, что положительного и что отрицательного в названных явлениях:

Рубка леса.       Снегопад.        Путешествие.

Просмотр телевизионных передач.

Солнечный загар.      Долгий сон 

Ремонт в квартире

Придумать и рассказать истории по предложенным названиям:

Как Дениска испугался своего отражения

Как Лена первый раз пришла в детский сад

Как Миша капризничал в магазине игрушек

Как Серёжа спас котёнка

Как Наташа помогла соседке

Как Максим и его пёс Бимка нашли пропажу

Таким образом, ребёнок научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествова­тельного, описательного, объяснительного и творческого характера.

Список  литературы:

1. Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников// Возрастные возможности усвоения знаний.- М.,1966.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей.-М.,1981.

3. Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи// Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.А.Леонтьева.- М.,1974.

4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей с общим речевым недоразвитием.-М.,2002.

5. Львов М.Р. Основы теории речи.-М.,2002.

6. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб.-М.,1985.

7. Мали Л.Д., Арямова О.С.. Климова С.А.и др. Речевое развитие младших школьников.- Пенза, 1997

8. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников/ Под общ. ред. Т.Г. Рамзаевой.- М.; СПб.,1998.

9. Шаховская С.Н., Худенцова Н.С. Социальная среда и речь ребёнка // Теоретико- методологические аспекты инновационных процессов коррекционного образования: Материалы Всерос. Науч.-практ.конф. и городского науч.-метод. семинара.2001.- СПб.,2002.

10. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития: Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации для работы с учащимися имеющими трудности в обучении

  Назначение любого учреждения образования – обеспечение максимально возможной реализации каждым обучающимся имеющихся у него потенциальных ...