Заикание – это патология, обуславливающая нарушение плавного течения речи, свободного, легкого речевого дыхания, вызывающая спазмы мышц гортани и речевого аппарата.
При заикании нарушается возможность общения с людьми, появляется страх речи, желание уйти от речевых контактов. Меняется поведение человека и личности в целом, уходит ощущение гармонии жизни, утрачивается возможность проявить свои, иногда большие, способности, страдает личная жизнь.
Заикание требует
самого серьезного внимания со стороны родителей. Ни в коем случае нельзя
пускать все на самотек по принципу: «само пройдет». Нужно четко понимать, что
заикание – нарушение речи, требующее большой, сложной совместной работы
логопеда, психоневролога и родителей. Чем раньше от момента начала заикания
пройдет встреча со специалистами, тем больше можно рассчитывать на успех.
Причиной заикания
могут быть перегрузки в режиме, испуг, вызванный поведением пьяного отца,
скандалами в доме. Заикание может возникнуть не только после стресса, высокой
температуры, периода бурного развития речи ребенка, но и в результате
подражания заикающемуся человеку.
Что делать если у
ребенка появилось заикание.
§ В первую очередь внимание должно бы
обращено на общий режим жизни ребенка.
§ Если ребенок посещает детский сад,
необходимо перевести его на домашнее воспитание. Временно рекомендуется
изолировать его от коллектива, ограничить общение с детьми во дворе. Особенно
важно соблюсти эти рекомендации в самом начале появления заикания.
§ Четко определяется режим дня: подъем в 8
часов и раньше, прохладный душ, днем обязателен отдых (необязательно сон),
прогулки на свежем воздухе. Стараться гулять вдвоем с ребенком, вдали от детей.
Вечерний сон в строго определенное время (20-21 час). Просмотр телевизора,
видеофильмов, компьютерные игры вообще лучше исключить или свести к разумному
минимуму. Нужно исключить все, что мешает сохранить покой ребенка, но делать
это не путем резких запретов, а спокойно, осторожно переключая внимание
ребенка, терпеливо его успокаивая.
§ Значительные ограничения в речи особенно
нужны в начальный острый период, но рекомендуется и как профилактическая мера.
В этот период не надо побуждать ребенка к речи. Не требуйте от него рассказа о
чем-то или частых ответов на вопросы. Показано занимать его делами, с речью не
связанными (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.). Следует
свести к минимуму или вообще отменить посещение аттракционов, цирка, театра,
гостей.
§ Питание при заикании играет немаловажную
роль. Пища не должна быть острой, соленой, кислой, горькой. Надо исключить
шоколад, какао, кофе.
§ Очень важно приучать ребенка слушать
спокойную музыку, петь с ним, танцевать. Но и эти занятия должны создавать
атмосферу покоя. Никакой громкой музыки!
§ Речь в присутствии ребенка должна быть
чуть замедленного темпа. То же требование предъявляется к чтению вслух. Ребенок
должен слышать чтение выразительное, с четкими, осмысленными паузами и с чуть
растянутыми ударными звуками в словах. Главное – быстро не читать.
§ Не следует в присутствии заикающихся
детей употреблять слова «заикается», «заикание». Это лишний раз травмирует
психику ребенка. Ни в коем случае не надо в присутствии ребенка обсуждать его
речь. Даже совсем маленький ребенок очень быстро начинает осознавать свои
речевые затруднения и болезненно на это реагировать. А выражается это в
капризах, упрямстве и даже агрессивности.
§ Очень внимательно надо следить за тем,
чтобы ребенок не подвергался насмешкам. Надо научить ребенка достойно давать
отпор.
§ Заикающемуся ребенку полезно предлагать
счетные упражнения с целью отработки ритмичной, плавной речи, речевых пауз.
Вопрос, адресованный ребенку, надо задавать четко, не торопясь. Ели ребенок
заторопился при ответе, можно сказать: «Я тебя не понимаю. Скажи медленнее!».
Если задание выполнено – похвалите ребенка. Что касается чтения, то читать
надо, не уставая, одни и те же сказки, стихи, задавать простые вопросы по
тексту и следить за спокойным, организованным ответом.
§ Маленькие, простые тексты очень удобны и
для тренировки речи и для заучивания.
§ Темы стихов должны соответствовать
возрасту ребенка. Декламировать дети должны выразительно!
§ Задача родителей – полностью забыть,
исключить из оборота слова «не бойся», «не волнуйся». Ведь именно они дают
ребенку установку на данные ощущения, провоцируют эти состояния и уж во всяком
случае, никак не помогают.
Комментариев нет:
Отправить комментарий