среда, 9 февраля 2022 г.

Родителям о заикании детей. Что необходимо знать о заикании?

 Заикание – это патология, обуславливающая нарушение плавного течения речи, свободного, легкого речевого дыхания, вызывающая спазмы мышц гортани и речевого аппарата.

При заикании нарушается возможность общения с людьми, появляется страх речи, желание уйти от речевых контактов. Меняется поведение человека и личности в целом, уходит ощущение гармонии жизни, утрачивается возможность проявить свои, иногда большие, способности, страдает личная жизнь.

Заикание требует самого серьезного внимания со стороны родителей. Ни в коем случае нельзя пускать все на самотек по принципу: «само пройдет». Нужно четко понимать, что заикание – нарушение речи, требующее большой, сложной совместной работы логопеда, психоневролога и родителей. Чем раньше от момента начала заикания пройдет встреча со специалистами, тем больше можно рассчитывать на успех.

Причиной заикания могут быть перегрузки в режиме, испуг, вызванный поведением пьяного отца, скандалами в доме. Заикание может возникнуть не только после стресса, высокой температуры, периода бурного развития речи ребенка, но и в результате подражания заикающемуся человеку.

Что делать если у ребенка появилось заикание.

§  В первую очередь внимание должно бы обращено на общий режим жизни ребенка.

§  Если ребенок посещает детский сад, необходимо перевести его на домашнее воспитание. Временно рекомендуется изолировать его от коллектива, ограничить общение с детьми во дворе. Особенно важно соблюсти эти рекомендации в самом начале появления заикания.

§  Четко определяется режим дня: подъем в 8 часов и раньше, прохладный душ, днем обязателен отдых (необязательно сон), прогулки на свежем воздухе. Стараться гулять вдвоем с ребенком, вдали от детей. Вечерний сон в строго определенное время (20-21 час). Просмотр телевизора, видеофильмов, компьютерные игры вообще лучше исключить или свести к разумному минимуму. Нужно исключить все, что мешает сохранить покой ребенка, но делать это не путем резких запретов, а спокойно, осторожно переключая внимание ребенка, терпеливо его успокаивая.

§  Значительные ограничения в речи особенно нужны в начальный острый период, но рекомендуется и как профилактическая мера. В этот период не надо побуждать ребенка к речи. Не требуйте от него рассказа о чем-то или частых ответов на вопросы. Показано занимать его делами, с речью не связанными (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.). Следует свести к минимуму или вообще отменить посещение аттракционов, цирка, театра, гостей.

§  Питание при заикании играет немаловажную роль. Пища не должна быть острой, соленой, кислой, горькой. Надо исключить шоколад, какао, кофе.

§  Очень важно приучать ребенка слушать спокойную музыку, петь с ним, танцевать. Но и эти занятия должны создавать атмосферу покоя. Никакой громкой музыки!

§  Речь в присутствии ребенка должна быть чуть замедленного темпа. То же требование предъявляется к чтению вслух. Ребенок должен слышать чтение выразительное, с четкими, осмысленными паузами и с чуть растянутыми ударными звуками в словах. Главное – быстро не читать.

§  Не следует в присутствии заикающихся детей употреблять слова «заикается», «заикание». Это лишний раз травмирует психику ребенка. Ни в коем случае не надо в присутствии ребенка обсуждать его речь. Даже совсем маленький ребенок очень быстро начинает осознавать свои речевые затруднения и болезненно на это реагировать. А выражается это в капризах, упрямстве и даже агрессивности.

§  Очень внимательно надо следить за тем, чтобы ребенок не подвергался насмешкам. Надо научить ребенка достойно давать отпор.

§  Заикающемуся ребенку полезно предлагать счетные упражнения с целью отработки ритмичной, плавной речи, речевых пауз. Вопрос, адресованный ребенку, надо задавать четко, не торопясь. Ели ребенок заторопился при ответе, можно сказать: «Я тебя не понимаю. Скажи медленнее!». Если задание выполнено – похвалите ребенка. Что касается чтения, то читать надо, не уставая, одни и те же сказки, стихи, задавать простые вопросы по тексту и следить за спокойным, организованным ответом.

§  Маленькие, простые тексты очень удобны и для тренировки речи и для заучивания.

§  Темы стихов должны соответствовать возрасту ребенка. Декламировать дети должны выразительно!

§  Задача родителей – полностью забыть, исключить из оборота слова «не бойся», «не волнуйся». Ведь именно они дают ребенку установку на данные ощущения, провоцируют эти состояния и уж во всяком случае, никак не помогают.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации для работы с учащимися имеющими трудности в обучении

  Назначение любого учреждения образования – обеспечение максимально возможной реализации каждым обучающимся имеющихся у него потенциальных ...