Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.
Возраст до
7 лет – самое благоприятное время для развития речи дошкольников. В этот период
дети хорошо усваивают родной язык, подражают речи окружающих.
Словарный
запас увеличивается до 3500 слов. Присутствуют образные слова и выражения,
устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.). Осваиваются
грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении.
Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие
психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его
успешного обучения в школе.
Дети этого
возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка.
Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют
наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком,
выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение
активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен
самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.
К 7 годам
язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом
сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение
чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится
действительно родным.
Переход к
развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед
ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми
достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи.
Это этап
развития речи в связи с изучением языка. Он начинается в конце дошкольного
возраста, но его наиболее существенные черты отчётливо проявляются при изучении
родного языка в школе. При обучении происходят огромные сдвиги, ведь при
обучении в школе язык становится для ребёнка предметом специального изучения. В
процессе обучения ребёнок должен овладеть более сложными видами речи.
К
сожалению, занятые родители мало уделяют внимания развивающим занятиям с
детьми. Поэтому, к 7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не
умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь
засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить
правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать
рассказ и т. д.
Если не
уделять должное внимание развитию речи ребенка, у него могут возникать
следующие проблемы:
Недостаточность
развития фонематического слуха:
• неумение
правильно слышать и выделять все звуки речи;
•
неправильное и неотчетливое произношение слов и отдельных звуков в словах;
Недостаточный
словарный запас.
Неумение
выстроить сложную и развернутую фразу.
1.
Овладение звуковым составом слова.
Особенное
значение в этом возрасте приобретает развитие фонематического слуха:
способности воспринимать на слух звуки речи, различать и обобщать их в словах
как смыслоразличительные единицы, К шести годам на основании формирования
звуковых образов отдельных звуков и слов ребенок осваивает нормы правильного
произношения. Если же в речи ребенка все же встречаются дефекты, то следует
обеспечить его занятия с логопедом - в противном случае неправильное
произношение приведет к сложностям в овладении грамотой.
Перед
поступившим в школу ребенком встает достаточно сложная задача - освоение
звукового анализа слова. Взрослый должен понимать, что 6-7-летнему ребенку не
очень-то просто определить в уме, сколько звуков в слове «кот» или «петух». Для
выработки подобного умения следует целенаправленно обучать ребенка.
2.
Понимание грамматического строя.
Грамматическая
сторона речи ребенка, поступившего в школу, развита в норме достаточно хорошо.
Однако перед ребенком встает новая задача - если раньше он усваивал правила
грамматики практически, в непосредственной речи, то теперь он должен усваивать
грамматику в виде правил и основных понятий. Это предполагает осознанное
отношение к речи. Однако нередко 6-7-летние дети затрудняются, если перед ними
поставить задачу сознательно выделить из речи слова различных категорий - они
еще не умеют ориентироваться на существенные признаки слова. Трудность в
обучении грамоте заключается в том, что слова воспринимаются ребенком только
как обозначение предметов, он никогда раньше не сталкивался со словом как с
элементом письменной речи. Ребенку трудно сразу понять, что слово делится на
слоги, а слоги делятся на буквы. Не меньшую трудность может вызывать у ребенка
необходимость понимания того, что такое предложение, и то, что предложение
состоит из слов. Поэтому специалистами в области обучения грамоте рекомендуется
использовать игры и упражнения, в которых особое внимание обращается на само
слово - это позволяет познакомить младшего школьника с речью как с языковой
действительностью, со словом как с единицей речи и сформировать у него
правильные представления о предложении, слове, слогах и буквах.
3.
Развитие словарного запаса.
Активный
словарь младшего школьника насчитывает от 3000 до 3500 слов. Однако части речи
в словаре ребенка представлены неодинаково. Характерной особенностью является
глагольность речи — используются глаголы, связанные с движением и
деятельностью. Прилагательных же в речи еще явно недостаточно (около 2%).
Поэтому необходимо особенное внимание уделить развитию словарного состава речи
ребенка - обучать его использованию сравнений, а также обобщающих слов. Такое
обучение обеспечивает расширение возможностей ребенка в построении сложных
предложений.
В возрасте
шести-семи лет ребенок обладает повышенной чуткостью к языковым явлениям,
которая проявляется в способности понимать и употреблять новые слова и их
сочетания по аналогии с ранее усвоенными формами и их сочетаниями. Очень важно
вовремя использовать и развивать эти возможности ребенка - без должного
развития «чувство языка» с возрастом «притупляется».
Планомерные
и систематические занятия с детьми, взаимодействие родителей и педагогов
поможет решить проблемы с развитием речи детей.
Переход к
развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед
ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми
достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи.
Это этап
развития речи в связи с изучением языка. Он начинается в конце дошкольного
возраста, но его наиболее существенные черты отчётливо проявляются при изучении
родного языка в школе. При обучении происходят огромные сдвиги, ведь при
обучении в школе язык становится для ребёнка предметом специального изучения. В
процессе обучения ребёнок должен овладеть более сложными видами речи.
Первоначально
речь ребёнка, приходящего в школу, во многом сохраняет особенности
предшествующего периода развития.
Существует
большое расхождение между количеством слов, которые ребёнок понимает (пассивный
словарь, количеством слов, которыми он пользуется (активный словарь). Кроме
этого сохраняется и недостаточная точность значений слов. В последующем
наблюдается существенное развитие речи ребёнка.
Обучение в
школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осознанности и
управляемости речи ребёнка. Это выражается в том, что ребёнок приобретает
способность самостоятельно анализировать и обобщать звуки речи, без чего
невозможно овладение грамотой. А так же ребёнок переходит от практических
обобщений грамматических форм языка к сознательным обобщениям и грамматическим
понятиям.
Развитие
осознания ребёнком языка является важным условием формирования более сложных
форм речи. У ребёнка формируется развёрнутая монологическая речь.
Особое
место здесь занимает письменная речь, которая первоначально отстаёт от устной,
но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь
обладает рядом преимуществ. Фиксируя на бумаге речевой процесс, письменная речь
позволяет вносить в него изменения, возвращаться к ранее высказанному и т. д.
Это придаёт ей исключительное значение для формирования правильной,
высокоразвитой речи.
Литература:
1. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /
Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская; под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
Комментариев нет:
Отправить комментарий