О проблемах школьного обучения написано много. На полках книжных магазинов сотни книг с советами, как помочь детям в подготовке к школе, как научить читать, писать, считать, как развивать память, внимание, мышление, речь. Гораздо меньше книг о проблемах, которые появляются не сразу, а во 2—3 классах.
Родителей интересует: что делать, когда домашние уроки делаются по 5—6 ч, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение, как помочь школьнику, у которого нет друзей, и он это переживает, но наладить отношения с классом не может? Все эти трудности неизбежно накладывают отпечаток на школьные успехи ребенка.
В последнее время у детей в начальной школе все чаще проявляются нарушения письма и чтения. Чтобы понять, о чем идет речь, следует познакомиться с терминологией, принятой в педагогике.
До сих пор в научных кругах идут споры по поводу терминов дислексия, дисграфия. К каким нарушениям чтения и письма они относятся, а к каким нет? Считается,что не все нарушения чтения и письма можно отнести к дислексии и дисграфии. Окончательное заключение выносят, конечно, специалисты, но, получив его на руки, родители встречают очень много непонятных слов. И, как правило, никто не объясняет, что же они означают. Вот наиболее часто встречающиеся термины из заключений специалистов.
Дисграфия — расстройство процесса письма, а по отношению к младшим школьникам можно говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Ошибки, которые они делают при письме, специфические, в основном не связаны с правилами орфографии и не являются единичными, а встречаются часто: пропуск согласных и гласных; замена букв, в том числе и в ударной позиции; замена букв, близких по звучанию и по написанию; неправильное написание предлогов и приставок, мягкого знака; несоблюдение границ предложения.
Дислексия — расстройство процесса чтения: ребенок не может овладеть навыками чтения (иногда даже на уровне слияния слогов) или автоматизировать этот навык, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и сохранные слуховой и зрительный анализаторы. При чтении часто допускает те же ошибки, что и при дисграфии — не дочитывает правильные окончания слов, пытается угадать слово по нескольким первым буквам, пропускает буквы или заменяет их другими.
Дизорфография — особая, к сожалению, наименее изученная, категория специфических нарушений письма. Проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил: «правила знает, но применить не может». Ребенок не видит «опасного» места. Такие нарушения начинают развиваться примерно с 3-го класса. Особенно ярко проявляется при переходе ребенка из начального звена в среднее.
ОНР — общее недоразвитие речи. При этом состоянии почти все компоненты связной речи (звукопроизношение, лексический словарь, грамматическое оформление речи, связная речь) не соответствуют возрастным нормам. Кроме того, недостаточность проявляется и в сформированности познавательных процессов: внимании, восприятии, памяти. Если ребенок не получает своевременную помощь, такое тяжелое системное расстройство приводит к тяжелым последствиям. У детей, имеющих в анамнезе ОНР, как правило, выявляются нарушения письменной речи.
Произвольность — умение заставить себя делать не то, что хочется, а то, что требуется в данный момент. Это касается и памяти, и умения сосредоточиться — концентрации внимания, а также различных видов деятельности. Маленькие дети с легкостью запоминают стихи, какую-то информацию, а в школе не могут выучить заданное стихотворение. С удовольствием подолгу занимаются любимой игрушкой, но не могут сосредоточиться на домашних уроках.
Каковы же причины этих нарушений и увеличения их числа? Назовем основные из них. При этом не забудьте прибавить индивидуальные особенности развития ребенка, его характера, эмоционально-волевой сферы, а также особенности воспитания в семье.
Опустим те случаи, когда специфические ошибки возникают в результате снижения интеллектуального развития, различных органических поражений головного мозга. Возьмем обычного школьника без видимых патологий, у которого ничего не получается, несмотря на старания.
Прежде всего, это неблагоприятное протекание беременности и родов. Очень часто на вопрос о том, как протекала беременность, мама отвечает, что ничего особенного не было: небольшой токсикоз, пару раз простужалась, поднималось давление, наблюдались отеки. Но это, мол, ерунда, в основном было все нормально. К сожалению, любые неблагополучия не являются ерундой, они могут повлиять на развитие ребенка, формирование каких-то функций его головного мозга, в зависимости от того, в какой период созревания плода произошли эти «неблагополучия». Это не фатально. Но совокупность всех факторов вкупе с наследственностью, предрасположенностью у каждого ребенка своя. Поэтому опытные специалисты очень внимательно отслеживают все периоды развития ребенка, начиная с внутриутробного. Наиболее высокие темпы роста и развития мозга у человека наблюдаются во второй половине беременности и продолжаются до 20-й недели после рождения, а пик этих процессов совпадает с физиологическими сроками родов.
Следующий важный период — развитие ребенка до года. Родители порой не помнят, как рос ребенок. Ответ опять стандартный — «вроде все было нормально». На вопрос «ползал ли ребенок» можно услышать радостный ответ: «Нет, вы знаете, он сразу встал и пошел. Мы его в "ходунки" поставили». Тем самым родители лишили ребенка очень важного этапа в развитии головного мозга: ползание — это первые шаги в формировании координированной работы полушарий. Как развивалась речь ребенка? Были ли периоды «гуления», «лепета»? Когда появились первые слова, короткая фраза? Когда ребенок начал разговаривать? Все это важно для определения причин возникновения проблем и выбора наиболее благоприятного пути их решения.
Огромное значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия (различение на слух близких по звучанию звуков), лексико-грамматических сторон речи, звукопроизношения на разных этапах развития является одной из основных причин дисграфии и дислексии.
В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие нечеткую артикуляцию. Про таких обычно говорят: «Еле языком ворочает... каша во рту » Их называют мямлями. Нечеткая команда, поступающая в структуры головного мозга от нечеткого артикулирования, да еще недостаточная сформированность фонематических процессов могут вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.
Не последнее место в возникновении причин нарушений письма и чтения играет наследственная предрасположенность. Часто те же «глупые» ошибки в тетрадях встречались в свое время и у мамы, папы, бабушки, дедушки - у кого-то одного или у всех вместе. Они благополучно миновали этот период, а ребенок попал в другие условия обучения, да еще какие-то его индивидуальные особенности усугубили положение - и вот вам проблема с письмом и чтением.
При обследовании ребенка специалисты проверяют уровень сформированности таких процессов, как внимание, восприятие, память, мышление. Смотрят, насколько соответствует возрасту уровень сформированности пространственных, временных и латеральных (различение лево - право) представлений, который, безусловно, влияет на уровень обучаемости ребенка.
Большое значение имеет психологическое состояние ребенка. Как он относится к своим проблемам? Как оценивает сам себя? А как его оценивают близкие ему люди? Тестирование часто показывает, что мама или папа оценивают ребенка достаточно высоко с точки зрения его умственных способностей, но он этого не чувствует и считает, что его в семье считают несостоятельным. Так что, мало ценить что-то хорошее в наших детях, надо, чтобы они это знали и чувствовали.
И конечно, взаимоотношения между всеми членами семьи и с самим ребенком, его взаимоотношения со сверстниками и учителями имеют очень большое значение. К сожалению, есть еще одна причина школьных проблем, возникшая в последние годы, неправильное обучение детей на ранних этапах. Обилие методик, масса литературы, порой низкопробной, привели к тому, что даже учителя (что уж говорить о родителях) неправильно применяют те или иные технологии обучения. Они забывают о том, что даже такие знаменитые методики, как «Кубики Зайцева», «Никитинские игры», подходят не всем детям и не на любом этапе развития. Так же, как и раннее обучение детей чтению или иностранным языкам. Плюс ко всему — недопустимые нагрузки в школе.
Мало узнать о причинах, приводящих к нарушениям процессов письма и чтения. Необходимо решить основной вопрос — как обнаружить эти ошибки, отличить их от других и кто должен этим заниматься?
Начнем с последнего.
Если есть основания для тревоги (вышеназванные причины, неудовлетворительное протекание беременности, тяжелые роды), первыми забить тревогу должны родители. Если вы обнаружили у ребенка признаки дисграфии, а учитель с вами не согласен, не стесняйтесь проконсультироваться у специалиста. Помните, что если у ребенка действительно дисграфия, а вам упорно будут предлагать дополнительные занятия по русскому языку, больше читать и писать диктанты, то этим вы не только не решите проблемы, а загоните ее глубоко внутрь. Запущенная проблема может стать неразрешимой. Если не принять никаких мер, то появится все больше орфографических ошибок, хотя ребенок прекрасно может знать все правила. Так проявляет себя дизорфография.
Итак, как они выглядят, эти злополучные дисграфические ошибки?
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые, как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это скорее всего результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение, прежде чем решить, какой вид помощи нужен ребенку.
Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы и посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым, подвергая и ребенка и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно и необоснованному.
Каждому виду нарушений письма и чтения соответствуют свои ошибки, но классифицировать их — дело специалиста. Родители только должны знать их «в лицо». Перечислим их.
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б—д, п—т, Е—3, а—о, д—у.
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков другими в устной речи часто отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о—у, е—ю; согласные р—л, й— ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие; звуки [ц, ч, щ] смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).
4. Родители радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетической стороне речи, фонематическом восприятии, звуковом анализе и синтезе может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.
5. Часты при дисграфии ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (За домом росла малина.); предвосхищения, упреждения: Дад небом лолубым (Под небом голубым.)
6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба).
7. Слитное написание предлогов, раздельное — приставок также является одним из проявлений дисграфии.
8. Дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.
Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. А что касается дизорфографии, то ошибки, допущенные из-за незнания правил, не являются дизорфографическими.
Но вот у ребенка обнаружены признаки дисграфии. Что делать дальше?
Обязательно надо проконсультироваться у специалистов. Проблема не является изолированной, решать ее надо в комплексе в первую очередь с логопедом, а также психологом, детским психиатром, возможно невропатологом. Они могут помочь родителям в занятиях с ребенком дома. Вот несколько советов.
Чего делать нельзя?!
Если ребенок делает много ошибок, учителя рекомендуют родителям больше читать и писать с ним. Все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным списыванием огромных текстов. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: диктантами, чтением больших текстов. Кстати, это может послужить сигналом для родителей о недостаточной компетентности специалиста, который занимается с ребенком.
Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых этапах необходима в основном устная работа: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками желательно проводить так, как советует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.
Если на дом задали прочитать текст или много писать, надо, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше справиться с домашним заданием.
Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:
— ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужны время, терпение и система;
— родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке — только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;
— необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, а так, как сказано. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться;
— помните, ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «лоботряс», не «тупой» и пр. Он пока просто не может писать и читать лучше. Ему надо помочь!
Еще один совет.Мы много говорим о важности индивидуального подхода, но для его осуществления надо выявить эти индивидуальные особенности. Прежде чем начинать дополнительно заниматься дома по рекомендации специалиста, подумайте и решите для себя — какой он, ваш ребенок? каковы особенности его характера, поведения?
Один будет с удовольствием сидеть за столом дома или в школе и выполнять упражнения, которые вы ему предложите, другой уже через 7—10 мин не будет знать, куда деть руки и ноги.
Есть дети (на мой взгляд, они должны педагогов волновать больше всего), которые очень исполнительны. Они не сопротивляются, делают все, о чем их попросят. Такой ученик может заниматься очень долго. Не радуйтесь, этих «паинек» надо «расшевелить», вынудить принимать самостоятельные решения, вплоть до отказа заниматься тем, чем им не хочется.
Подвижных детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. Им бы набраться терпения уроки сделать. И развитие фонематического восприятия, и звукобуквенный анализ, и развитие памяти, внимания — все это можно делать в любой обстановке — призовите свою фантазию. Это касается и учителя и родителей.
Например:
— убираясь на кухне, в комнате, попросите ребенка найти не меньше десяти слов (названий предметов), где первым был бы звук [с] (или любой другой);
— возвращаясь с ним из школы, попросите, чтобы он внимательно смотрел на дорогу; а затем спросите, сколько красных машин проехало, сколько всего машин проехало или что угодно;
— учитель в начале урока, в качестве разминки, может задать любой вопрос (о здании школы, школьном коридоре или дворе), проверить память и внимание учеников (некоторые из них даже не знают, сколько этажей в школьном здании); заставить их не только смотреть, но и видеть. Через некоторое время дети сами начнут придумывать такие упражнения;
— придя с ребенком в магазин, взрослый может использовать время покупок для плодотворной работы по развитию звукобуквенного анализа: попросить найти на полке продукты с заданным звуком; устроить соревнование — кто больше найдет таких слов;
— развивая слуховое внимание, попросите 1 мин не разговаривать, не объясняя причину; затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса;
— играйте дома в анаграммы, когда из одного длинного слова надо составить множество слов поменьше; устройте соревнование.
Любые игры и просто действия, даже самые, казалось бы, незамысловатые, направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие, полезны для ребенка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются на подъеме, без принуждения.
Вот то основное, что необходимо знать родителям, чтобы вовремя заметить возникшие у школьника проблемы с письмом и чтением.
Упражнения по формированию орфографических навыков.
1.Прочитай слова орфографически. Найди ошибки.
Озер, огнь, овщи, акуа, ивога, изю, учеик, уроай, ягод, чака, старенькй, сапжник, ворта, доик.
2. Прочитай словосочетания орфографически. Найди ошибки.
Хвойное дерво, сторон света, холдный чай, редкй дождь, легкий портфель, уличный киосэк, пасмурый день, новый театар, просторые улицы, корова мчит, собка лает, петх поёт.
3. Прочитай предложения орфографически. Найди ошибки.
Прилетела к нам синика. И чтоб ей полече стало,
Сел прямо под окнм. Вед исчези чевячки,
Эту маленькю птичк. Для неё кусочики сала.
С нетепением мы ждём. Мы повесм на сучки.
- В лесной чаще легли густые тни. Одна за другой умолкют птиц. Спрятались дневы бабочк.
- Не гудят мохнатые шмели .Не бегут по тропнке мрави. Надвигатся тёплая, летняя ночь.
- Дикобраза называют живы кактсом. Любима его пищя: клубни,лковицы,кореня, молоды почаки кукрузы. Крепими зубам он леко перерызает проволочну сетку.
Дятел лчит деревья.Он клвом долбит кор и язком достат личинки. Язык у дтла длинный, лепий, с зазубринками. Насекмые прилипют на него.кака ползная птица!
В это утро очень рано
Соскочил щенок с двана.
Стал по команате ходит,
Прыгат лаять всех будит.
4.Спиши слова, проговаривая их орфографически.
Игрушечный, мандаринчик, плодородный, хлопотливые, Екатерина, Австралия, железнодорожник, Таджикистан.
Проверь слова, прочитывая их орфографически.
5.Спиши словосочетания, проговаривая их орфографически.
Клейкие листочки, сладкие конфеты, фантастический фильм, майский ландыш, пассажирский поезд, клубничный джем, Персидский залив, ароматная приправа, чёткое изображение, чудное мгновенье.
6. Спиши предложения, проговаривая при письме каждое слово орфографически.
Как красив пёстрый ковёр из разноцветных трав!
На деревьях раскрываются клейкие почки.
Мохнатые тучи несутся низко над морем.
У кролика вздрогнуло сердце.
Ярко блестят снежные звёздочки.
Струйки воды бегут по камешкам.
Проверь написанное, прочитывая слова орфографическим чтением.
7. Спиши текст, проговаривая их орфографически.
Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На берёзах ещё желтели листья. Ели и сосны были зеленее, чем летом
Ёжик очень осторожный . при встрече с хищником ежа не всегда спасают колючки. Этот зверёк боится воды. Хитрая лиса может закатить ёжика в речку.
8. Контрольное списывание.
1) Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2) повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3) Выдели орфограммы в тексте (буквы, в написании которых можно ошибиться )
5)Прочитай предложения орфографически.
6)Пиши, диктуя себе орфографически.
7) Проверь себя. Читай то, что написал в тетради, подчёркивая ошибкоопасные буквы.
-В лесу жил ёж. Ночью он приходил в сад. В саду ёж находил яблоки. Он заготавливал корм на зиму.
- Это наша река. В реке щуки, ерши, караси. Володя ловит рыбу. Вот лещ. Володя несёт леща бабушке.
- А вот и осень. Листья падают. Трава пожелтела. Цветы завяли. Дует ветер. Идёт дождик.
- Пришла холодная зима. Кругом много снега. Намело большие сугробы. Дети на горе они катаются на лыжах.
- Оживают деревья. Почки набухают. Журчат ручьи. Птицы щебечут. Показалась первая травка.
- Наступило лето. Поляна покрыта цветами. Девочки рвали цветы. У Риты большой букет колокольчиков. У маши букет ромашек.
- Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Мелкий песок слепил глаза. Надвинулась тяжёлая туча. Сверкнула молния. Грянул гром. Хлынул дождь. Ребята побежали в сторожку лесника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий