четверг, 3 сентября 2020 г.

Логопедическая помощь в школе

 


Логопедическая помощь в школе

Количество детей с нарушениями речевого развития с каждым годом увеличивается. В связи с этим важно оказание своевременной логопедической помощи в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

Дошкольники получают коррекционно-педагогическую помощь в следующих учреждениях:

детские сады для детей с нарушениями речи компенсирующего типа;
специализированные группы для детей при детских садах общего типа;
логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего типа. 

Основными задачами работы с детьми в логопедических пунктах ДОУ являются коррекция имеющихся нарушений речи, а также подготовка детей к дальнейшему обучению в общеобразовательном учреждении (в случае тяжелых речевых нарушений – в специальной школе).

Специфика логопедической работы в ДОУ

Коррекционная помощь оказывается в форме логопедических занятий – индивидуальные, подгрупповые, фронтальные. Используемые приемы и содержание занятий определяются задачами коррекционного обучения.

Каждое занятие, как правило, включает в себя:

артикуляционную и пальчиковую гимнастику;
постановку правильного звукопроизношения;
закрепление речевых навыков.

Артикуляционная гимнастика включает в себя 8-10 упражнений, в зависимости от сложности нарушения речи. Дополнительно используется пальчиковая гимнастика, направленная на развитие ручного праксиса.

Коррекция звукопроизношения на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков включает в себя:

1. Постановка звука.

1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и

движений органов артикуляции.

2) Создание артикуляционной базы данного звука.

3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.

4) Отработка произнесения изолированного звука.

2. Автоматизация звука.

3. Дифференциация звука.

Коррекция звукопроизношения на этапе формирования коммуникативных умений и навыков включает моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

В обязательном порядке полученные навыки необходимо закреплять дома, потому что отсутствие домашней работы приводит к значительному снижению эффективности логопедической работы, а также увеличению сроков коррекции.

Особенности работы логопеда в школьном образовательном учреждении

Нарушения речи чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста и к поступлению в школу они должны быть преодолены. Однако за последнее время количество детей с речевыми нарушениями и сложность речевых нарушений возросли, поэтому сейчас детей с нарушениями речи встречается все больше в школе. Все это приводит к существенным трудностям к освоению навыков чтения, письма и счета, а также сложностям в усвоении школьного материала. Помимо этого, дефекты речи могут привести к значительным проблемам в коммуникации с другими детьми, что чревато возникновением конфликтных ситуаций и снижению самооценки. На фоне этого у ребенка могут развиться изменения в личности, что значительно усложнит его социализацию.

Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии будут серьезным препятствием на пути усвоения школьной программы. В связи с этим возникает серьезная необходимость оказания логопедической помощи.

Как именно оказывается логопедическая помощь в школе?

Логопедическая помощь детям в школьном образовательном учреждении подразумевает проведение определенных мероприятий. Учитель-дефектолог проводит следующую работу:

Организация диагностики для раннего выявления детей с речевыми дефектами. Выявление таких учащихся, как правило, проводится с 1 по 15 сентября, а также с 15 по 30 мая.
Проведение логопедических занятий, направленных на устранение речевых нарушений, а также оказание необходимого содействия в преодолении неуспеваемости в школе.
Взаимодействие с родителями, классными руководителями и заместителями директоров школ по учебной работе.
Организация взаимодействия с учителями по вопросу усвоения общеобразовательной программы учащимися.
Информирование администрации школы о поставленных целях, а также результатах работы логопедического пункта.
Организация выпускного занятия, цель которого заключается в подведении итогов работы, оценке успеха детей, занимающихся в логопедическом пункте.
Проведение работы среди родителей и учителей, направленной на предупреждение нарушений устной и письменной речи.
Участие в педагогических советах и других школьных мероприятиях (выступление с докладами и т.д.).
Участие в методических объединениях учителей-дефектологов общеобразовательных учреждений.
Знание школьной программы по русскому языку, а также владения навыками обучения этому предмету.
Проведение совместных мероприятий с родителями, консультирование.
Использование необходимых дидактических материалов в работе, оснащение логопедического кабинета всем необходимым (наглядные материалы, учебные таблицы, плакаты).
Поддерживание контакта с ДОУ, коррекционными учреждениями, где обучаются дети с отклонениями в развитии, а также с логопедами и врачами детских поликлиник.
Повышение собственной классификации, прохождение соответствующих профессиональных курсов.
Обеспечение необходимой безопасности обучающихся в логопедическом пункте.
Ведение необходимой документации, формирование отчетности для администрации общеобразовательного учреждения об итогах работы логопедического пункта.

К 15 сентября заканчивается диагностическое обследование устной и письменной речи, после чего проводится окончательная комплектация групп. Занятия проводятся во внеурочное время, после основных уроков в школе. Дети, которые не посещают группы продленного дня, приходят в логопедический пункт из дома. 

Коррекционная помощь логопеда проводится с определенной периодичностью, которая зависит от тяжести речевых нарушений:

2 раза в неделю – для детей с фонетическими дефектами.
3 раза в неделю – с детьми, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные ФНР или ФФНР.
3 раз в неделю – с детьми, имеющими нарушения речи, вызванные ОНР, а также с заикающимися детьми.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации для работы с учащимися имеющими трудности в обучении

  Назначение любого учреждения образования – обеспечение максимально возможной реализации каждым обучающимся имеющихся у него потенциальных ...