Логопедическая помощь в школе
Количество детей с нарушениями речевого развития с каждым годом увеличивается. В связи с этим важно оказание своевременной логопедической помощи в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
Дошкольники получают коррекционно-педагогическую
помощь в следующих учреждениях:
детские сады для детей с нарушениями речи
компенсирующего типа;
специализированные группы для детей при детских садах общего типа;
логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего типа.
Основными задачами работы с детьми в логопедических пунктах ДОУ являются коррекция имеющихся нарушений речи, а также подготовка детей к дальнейшему обучению в общеобразовательном учреждении (в случае тяжелых речевых нарушений – в специальной школе).
Специфика логопедической работы в ДОУ
Коррекционная помощь оказывается в форме
логопедических занятий – индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.
Используемые приемы и содержание занятий определяются задачами коррекционного
обучения.
Каждое занятие, как правило, включает в себя:
артикуляционную и пальчиковую гимнастику;
постановку правильного звукопроизношения;
закрепление речевых навыков.
Артикуляционная гимнастика включает в себя 8-10
упражнений, в зависимости от сложности нарушения речи. Дополнительно
используется пальчиковая гимнастика, направленная на развитие ручного праксиса.
Коррекция звукопроизношения на этапе формирования
первичных произносительных умений и навыков включает в себя:
1. Постановка звука.
1) Объединение отработанных на подготовительном этапе
положений и
движений органов артикуляции.
2) Создание артикуляционной базы данного звука.
3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки
звонких и сонорных звуков.
4) Отработка произнесения изолированного звука.
2. Автоматизация звука.
3. Дифференциация звука.
Коррекция звукопроизношения на этапе формирования
коммуникативных умений и навыков включает моделирование и использование
различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и
навыков.
В обязательном порядке полученные навыки необходимо
закреплять дома, потому что отсутствие домашней работы приводит к значительному
снижению эффективности логопедической работы, а также увеличению сроков
коррекции.
Особенности работы логопеда в школьном образовательном
учреждении
Нарушения речи чаще всего встречаются у детей
дошкольного возраста и к поступлению в школу они должны быть преодолены. Однако
за последнее время количество детей с речевыми нарушениями и сложность речевых
нарушений возросли, поэтому сейчас детей с нарушениями речи встречается все
больше в школе. Все это приводит к существенным трудностям к освоению навыков
чтения, письма и счета, а также сложностям в усвоении школьного материала.
Помимо этого, дефекты речи могут привести к значительным проблемам в
коммуникации с другими детьми, что чревато возникновением конфликтных ситуаций
и снижению самооценки. На фоне этого у ребенка могут развиться изменения в
личности, что значительно усложнит его социализацию.
Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в
фонематическом и лексико-грамматическом развитии будут серьезным препятствием
на пути усвоения школьной программы. В связи с этим возникает серьезная
необходимость оказания логопедической помощи.
Как именно оказывается логопедическая помощь в школе?
Логопедическая помощь детям в школьном образовательном
учреждении подразумевает проведение определенных мероприятий. Учитель-дефектолог проводит следующую работу:
Организация диагностики для раннего выявления детей с
речевыми дефектами. Выявление таких учащихся, как правило, проводится с 1 по 15
сентября, а также с 15 по 30 мая.
Проведение логопедических занятий, направленных на устранение речевых
нарушений, а также оказание необходимого содействия в преодолении
неуспеваемости в школе.
Взаимодействие с родителями, классными руководителями и заместителями
директоров школ по учебной работе.
Организация взаимодействия с учителями по вопросу усвоения общеобразовательной
программы учащимися.
Информирование администрации школы о поставленных целях, а также результатах
работы логопедического пункта.
Организация выпускного занятия, цель которого заключается в подведении итогов
работы, оценке успеха детей, занимающихся в логопедическом пункте.
Проведение работы среди родителей и учителей, направленной на предупреждение
нарушений устной и письменной речи.
Участие в педагогических советах и других школьных мероприятиях (выступление с
докладами и т.д.).
Участие в методических объединениях учителей-дефектологов общеобразовательных
учреждений.
Знание школьной программы по русскому языку, а также владения навыками обучения
этому предмету.
Проведение совместных мероприятий с родителями, консультирование.
Использование необходимых дидактических материалов в работе, оснащение
логопедического кабинета всем необходимым (наглядные материалы, учебные
таблицы, плакаты).
Поддерживание контакта с ДОУ, коррекционными учреждениями, где обучаются дети с
отклонениями в развитии, а также с логопедами и врачами детских поликлиник.
Повышение собственной классификации, прохождение соответствующих
профессиональных курсов.
Обеспечение необходимой безопасности обучающихся в логопедическом пункте.
Ведение необходимой документации, формирование отчетности для администрации
общеобразовательного учреждения об итогах работы логопедического пункта.
К 15 сентября заканчивается диагностическое обследование устной и письменной речи, после чего проводится окончательная комплектация групп. Занятия проводятся во внеурочное время, после основных уроков в школе. Дети, которые не посещают группы продленного дня, приходят в логопедический пункт из дома.
Коррекционная помощь логопеда проводится с
определенной периодичностью, которая зависит от тяжести речевых нарушений:
2 раза в неделю – для детей с фонетическими
дефектами.
3 раза в неделю – с детьми, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные
ФНР или ФФНР.
3 раз в неделю – с детьми, имеющими нарушения речи, вызванные ОНР, а
также с заикающимися детьми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий