Уровень владения звуковым анализом у подавляющего большинства детей-дизартриков является недостаточным для усвоения грамоты. Дети, поступившие в массовые школы, бывают совершенно не в состоянии усвоить программу 1-го класса.
Особенно
ярко отклонения в звуковом анализе проявляются во время слухового диктанта.
Приведу образец письма мальчика, проучившегося три года в
массовой школе: дом - "дамы", муха - "муахо", нос -
"оуш", стул - "уо", глаза - "нака" и т.п.
Другой мальчик после года пребывания в массовой школе
пишет вместо "Дима идет гулять" - "Дима дапет гул ц";
"В лесу осы" - "Лусу осы"; "Мальчик кормит кошку
молоком" - "Малкин лали кашко малоко".
Наибольшее количество ошибок в письме детей, страдающих
дизартрией, приходится на замены букв. Нередко встречаются замены гласных: дети
- "дету", зубы - "зуби", боты - "буты", мост -
"мута" и др. Неточное, носовое произношение гласных звуков приводит к
тому, что они почти не различаются по звучанию.
Многочисленны
и разнообразны замены согласных:
л-р: белка - "берка"; х-ч: мех -
"меч"; б-т: утка - "убка"; г-д: гудок - "дудок";
с-ч: гуси - "гучи"; б-п: арбуз - "арпус".
арактерными являются случаи нарушения слоговой структуры
слова за счет перестановки букв (книга - "кинга"), пропуск букв
(шапка - "шапа"), сокращение слоговой структуры из-за недописывания
слогов (собака - "соба", ножницы - "ножи" и др.).
Нередки случаи полного искажения
слов: кровать -
"дамла", пирамидка - "макте", железная - "неаки"
и др. Такие ошибки наиболее характерны для детей с глубокими нарушениями
артикуляции, у которых нерасчлененность звукового состава речи связана с
искаженным звукопроизношением.
Кроме того, в письме детей-дизартриков распространены
такие ошибки, как неправильное употребление предлогов, неверные синтаксические
связи слов в предложении (согласование, управление) и др. Эти нефонетические
ошибки тесным образом связаны с особенностями овладения детьми-дизартриками
устной речью, грамматическим строем, словарным запасом.
Самостоятельное письмо детей отличается бедным составом
предложений, их неправильным построением, пропусками членов предложения и
служебных слов. Некоторым детям совершенно недоступны даже небольшие по объему
изложения.
Чтение
Чтение детей-дизартриков обычно крайне затруднено за счет
малоподвижности артикуляционного аппарата, трудностей в переключении от одного
звука к другому. Большей частью оно послоговое, интонационно не окрашенное.
Понимание читаемого текста недостаточное. Например, мальчик, прочитав слово
стул, показывает на стол, прочитав слово котел, показывает картинку,
изображающую козла (котел-козел).
Лексико-грамматический строй речи детей-дизартриков
Как уже отмечалось выше, непосредственным результатом
поражения артикуляционного аппарата являются трудности произношения, которые
приводят к недостаточно четкому восприятию речи на слух. Общее речевое развитие
детей с грубыми расстройствами артикуляции протекает своеобразно. Позднее
начало речи, ограниченный речевой опыт, грубые дефекты произношения приводят к
недостаточному накоплению словаря и отклонениям в развитии грамматического
строя речи. Большинство детей с расстройствами артикуляции имеют отклонения в
словарном запасе, не знают обиходных слов, часто смешивают слова, ориентируясь
на сходство по звуковому составу, ситуацию и т.п.
Многие слова употребляются неточно, вместо нужного
названия ребенок использует то, которое обозначает сходный предмет (петля -
дырка, ваза - кувшин, желудь - орех, гамак - сетка) или связано с данным словом
ситуационно (рельсы - шпалы, наперсток - палец).
Характерными для детей-дизартриков являются довольно
хорошая ориентировка в окружающей обстановке, запас обиходных сведений и
представлений. Например, дети знают и могут найти на картинке такие предметы,
как качели, колодец, буфет, вагон; определить профессию (летчик, учитель, шофер
и др.); понять действия лиц, изображенных на картинке; показать предметы,
окрашенные в тот или иной цвет. Однако отсутствие речи или ограниченное
пользование ею приводят к расхождению между активным и пассивным словарем.
Уровень освоения лексики зависит не только от степени
нарушения звукопроизносительной стороны речи, но и от интеллектуальных
возможностей ребенка, социального опыта, среды,в которой он воспитывается. Для
детей-дизартриков, как и вообще для детей с общим недоразвитием речи,
характерно недостаточное владение грамматическими средствами языка.
Основные направления коррекционной работы
Данные особенности речевого развития детей с дизартрией
показывают, что они нуждаются в систематическом специальном обучении,
направленном на преодоление дефектов звуковой стороны речи, развитие лексического
запаса и грамматического строя речи, исправление нарушений письма и чтения.
Такие коррекционные задачи решаются в специальной школе для детей с нарушениями
речи, где ребенок получает образование в объеме девятилетней
общеобразовательной школы.
Дети дошкольного возраста с дизартрией нуждаются в
целенаправленных логопедических занятиях по формированию фонетического и
лексико-грамматического строя речи. Проводятся такие занятия в специальных
дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.
Логопедическая работа с детьми-дизартриками базируется на
знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов
нарушения общей и речевой моторики, учете личностных особенностей детей. Особое
внимание уделяется состоянию речевого развития детей в сфере лексики и
грамматического строя, а также особенностям коммуникативной функции речи. У
детей школьного возраста учитывается состояние письменной речи.
Положительные результаты
логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов:
·
поэтапного
взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;
·
системного
подхода к анализу речевого дефекта;
·
регуляции
психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и
обобщающей функций речи.
В процессе систематических и в большинстве случаев
длительных занятий осуществляются постепенная нормализация моторики
артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование
способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного
движения на другое в заданном темпе, преодоление монотонии и нарушений темпа
речи; полноценное развитие фонематического восприятия. Этим подготавливается
основа для развития и коррекции звуковой стороны речи и формируются предпосылки
для овладения навыками устной и письменной речи.
Логопедическую работу необходимо начинать в младшем
дошкольном возрасте, создавая тем самым условия для полноценного развития более
сложных сторон речевой деятельности и оптимальной социальной адаптации. Большое
значение имеет также сочетание логопедических мероприятий с лечебными,
преодоление отклонений в общей моторике.
При коррекции дизартрии в
практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из
ведущих приемов установления плавности речи.
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
В логопедической работе над речевым дыханием детей,
подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика
А. Н. Стрельниковой. Стрельниковская дыхательная гимнастика - детище нашей
страны, создавалась она на рубеже 30-40-х годов XX века как способ
восстановления певческого голоса, потому что А. Н. Стрельникова была певицей и
его потеряла.
Эта гимнастика -
единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на
движениях, сжимающих грудную клетку.
Упражнения активно включают в работу все части тела
(руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и
вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность
в кислороде. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом
через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое
дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту
обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает
рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.
Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий
спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем.
Она полезна всем и в любом возрасте.
В гимнастике основное
внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно,
эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, - это уметь
затаить, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох
уходит самопроизвольно.
При обучении гимнастике А.
Н. Стрельникова советует выполнять четыре основных правила.
Правило 1. "Гарью пахнет! Тревога!" И резко, шумно, на всю
квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая
грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как
укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство
тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не
стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.
Правило 2. Выдох - результат вдоха.
Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно - но
лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: "Гарью пахнет!
Тревога!" И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с
движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть
слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте
скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится.
Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.
Правило 3. Повторяйте вдохи так, как
будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и
вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп: 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов.
Норма урока: 1000-1200 вдохов, можно и больше - 2000 вдохов. Паузы между дозами
вдохов - 1-3 секунды.
Правило 4. Подряд делайте столько
вдохов, сколько сможете легко сделать в данный момент. Весь комплекс состоит из
8 упражнений. Сначала - разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине
плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Не стесняйтесь.
Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их.
Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага "сотню"
вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас.
Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: "Гарью пахнет! Откуда?" Чтобы
понять гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох.
Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в
обычной гимнастике.
Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном темпе.
Можно, стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно, переминаясь с ноги на
ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то
на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте:
"Ноги накачивают в меня воздух". Это помогает. С каждым шагом - вдох,
короткий, как укол, и шумный.
Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть
приседайте на левой, поднимая левую - на правой. Получится танец рок-н-ролл.
Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не
помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и
часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.
Движения головы.
-
Повороты. Поворачивайте
голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом -
вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: "Гарью пахнет!
Откуда? Слева? Справа?". Нюхайте воздух...
-
"Ушки".
Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: "Ай-яй-яй, как не
стыдно!". Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правой ухо идет к правому
плечу, левое - к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием -
вдох.
-
"Малый маятник".
Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: "Откуда пахнет гарью?
Снизу? Сверху?".
Главные
движения.
- "Кошка". Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку,
которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая,
поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу,
то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух
справа, слева, в темпе шагов.
- "Насос". Возьмите в руки свернутую газету или
палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох
- в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его,
разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать
дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко.
Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол,
мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное.
- "Обними плечи". Поднимите руки на уровень плеч. Согните
их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже
шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо,
а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп
шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись,
повторите короткие шумные вдохи. Думайте: "Плечи помогают воздуху".
Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.
- "Большой маятник". Это движение слитное, похожее на
маятник: "насос"-"обними плечи",
"насос"-"обними плечи". Темп шагов. Наклон вперед, руки
тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох. Вперед -
назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.
- "Полуприседы". Одна нога впереди, другая сзади. Вес
тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед
стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на
месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох - короткий, легкий.
Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.
Далее следует специальная
тренировка "затаенного" дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание
максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми,
постепенно количество произнесенных на одном выдохе "восьмерок"
увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше
"восьмерок". С третьей или четвертой тренировки произнесение
заикающимися "восьмерок" сочетается не только с наклонами, но и с
упражнениями "полуприседы". Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой,
почувствовать "схваченное в кулак" дыхание и проявить выдержку,
повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании.
Разумеется, "восьмеркам" на каждой тренировке предшествует весь
комплекс перечисленных выше упражнений.
Упражнения для развития речевого дыхания
В логопедической практике рекомендуются следующие
упражнения.
- Выберите удобную позу
(лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть
грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается
вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и
другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот
и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
- Произведите короткий,
спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем
произведите протяжный, плавный выдох через рот.
- Сделайте короткий вдох
при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных
звуков (а, о, у, и, э, ы).
- Произнесите плавно на
одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу.
- Произведите счет на
одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет
до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять,
девять, восемь...).
- Попросите ребенка
повторить за вами пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.
Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
Капля и камень долбит.
Правой рукой строят -
левой ломают.
Кто вчера солгал, тому
завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый
день рыдала Тома.
Не плюй в колодец -
пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве
дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке
жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
- Прочитайте русскую
народную сказку "Репка" с правильным воспроизведением вдоха на
паузах.
Репка.
Посадил дед репку. Выросла
репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать.
Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за
дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не
могут!
Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку. Кошка
за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку. Мышка
за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,
дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!
Отработанные умения можно
и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.
* "Чей пароход лучше гудит?"
Возьмите стеклянный
пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой
подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. "Послушай, как гудит
пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход
будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?" Следует помнить: чтобы
пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя
воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком
долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.
* "Капитаны".
Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите
ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик
двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот
налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.
Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки,
игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.
Задания усложняются постепенно: сначала тренировка
длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - на словах,
затем - на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
В каждом упражнении
внимание ребенка направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на
длительность и громкость произносимых звуков.
Советы дефектолога
При коррекционной работе с дизартриками важным является
формирование пространственного мышления.
Формирование
пространственных представлений
Знания о пространстве, пространственная ориентировка
развиваются в условиях разнообразных видов деятельности детей: в играх,
наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании.
К концу дошкольного возраста у детей с дизартрией
формируются такие знания о пространстве, как: форма (прямоугольник, квадрат,
круг, овал, треугольник, продолговатый, закругленный, выгнутый, заостренный,
изогнутый), величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные,
крупно, мелко, половина, пополам), протяженность (длинный, короткий, широкий,
узкий, высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно), положение в
пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже
середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед).
Овладение указанным знаниями о пространстве предполагает:
умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и
включать адекватные словесные обозначения в экспрессивную речь, ориентироваться
в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с
активными действиями.
Полноценность овладения знаниями о пространстве,
способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием
двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе
совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное
познание окружающей действительности.
Развитие пространственной ориентировки и представление о
пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего
тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры
предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием
двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое
отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной,
конструктивной и бытовой деятельности детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий