Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:
1. Изменение окружения:
• изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом
дефицита внимания и гиперактивности;
• работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально.
Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре
класса, прямо у доски;
• оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка —
первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;
• измените режим урока с включением физкультминуток;
• разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут
вставать и ходить в конце класса;
• предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за
помощью в случае затруднения;
• направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло:
вымыть доску, раздать тетради и т. д.
2. Создание положительной мотивации на успех:
• введите знаковую систему оценивания;
• чаще хвалите ребенка;
• расписание уроков
должно быть постоянным;
• избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с
СДВГ;
• вводите проблемное обучение;
• используйте на уроке элементы игры и соревнования:
• давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
• большие задания разбивайте на последовательные части,
контролируя каждое из них;
• создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может
показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям
знаний;
• научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет
сохранных;
• игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
• стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
• помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не
стараться сломить его!
3. Коррекция негативных форм поведения:
• способствуйте элиминации агрессии;
• обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
• регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
4. Регулирование ожиданий:
• объясняйте родителям и окружающим, что положительные
изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
• объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния
ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от
спокойного и последовательного отношения.
Помните, что прикосновение
является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков
обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте.
Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем
классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях,
которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними
работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно
касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они
нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во
всех случаях на протяжении первых двух недель все уча¬щиеся стали хорошо вести
себя и сдавать тетради с домашними работами.
Помните, что
гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого
воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть
поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить
волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный
ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми
самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказа¬ний,
замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а,
скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита
внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании
медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся
психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
Помните, что синдром
дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной
диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской,
педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится
в возрасте 5— 10 лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий