Артикуляционные упражнения для звуков Р, Р
Со временем, ребёнок освоит и более трудные упражнения. Не забудьте только о зеркале! Вот базисные артикуляционные упражнения для успешной постановки звука [Р]:
«Язычок-кисточка». Малыш представляет,
что язычок превратился в кисточку. Она красит сначала верхние зубки, а затем –
нёбо. Упражнение надо выполнять не торопясь, прокрашивая последовательно все
верхние зубки изнутри и снаружи, а затем – всю поверхность нёба вдоль и
поперёк. Рот при этом открыт.
«Язык-барабанщик». Многократно постучать
по нёбу за верхними резцами кончиком языка (рот при этом открыт!): ды-ды-ды-ды…
«Болтун – болботун». Поболтать язычком, как
бы дразнясь, ударяя им по верхней губе (язык при этом широкий!)
«Чей язык длиннее?» Устройте соревнование:
кто дальше высунет язык изо рта?
Упражнения и соревнования для язычка можно
подобрать самые разнообразные. И все они пойдут «на пользу дела». Проделывая
эти упражнения, ребёнок научится управлять своими артикуляционными органами,
основательно подготовит мышцы языка к произнесению звуков [Р], [Р']. Для этих
звуков очень важна подвижность артикуляционного аппарата. Поэтому всеми
способами старайтесь расшевелить губы, язык, нижнюю челюсть!
Проторный (одноударный) звук [Р]
Понятное дело, родителям очень хочется
добиться какого-то положительного результата! Предлагаем компромиссное решение:
поставить одноударный звук [Р] (ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО У РЕБЁНКА ЗВУК [Р] ПОЛНОСТЬЮ
ОТСУТСТВУЕТ. То есть, он не заменяется другими звуками и не искажается). От
обычного, проторный звук отличается лишь отсутствием вибрации. Одноударный [Р]
в исполнении ребёнка немного напоминает звук [Д]? Ничего страшного! Со временем
это пройдёт.
Для начала выполните с ребёнком
вышеперечисленные артикуляционные упражнения («Кисточка», «Барабанщик»,
«Болтун-болботун», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка» и т.д.). Как
только ребёнок научится делать их непринуждённо, приступайте к постановке
одноударного [Р].
Начните с прямых слогов: РА, РО, РУ, РЫ,
РЭ. Сидя перед зеркалом, покажите, как кончик языка отталкивается от твёрдого
нёба за верхними резцами. Он буквально отскакивает от бугорков-альвеол! Ребёнок
должен проделать то же самое, проговаривая, вслед за вами, прямые слоги. Ещё
раз повторюсь: ничего страшного, если звук [Р] в исполнении ребёнка будет
напоминать [Д]. Главное, что кончик языка приподнялся и занял исходную
(правильную!) позицию. Освоив её, ребёнок в скором времени справится и с
вибрацией! А пока, закрепите одноударный звук [Р] в словах.
На первых порах, - в начале слов:
РА: рано, радио, рак, рама, работа, растёт, растение, ракита, рана;
РО: роль, робот, ролик, роза, ровно, Рома;
РУ: руль, рука, ружьё, рубль, рубить, рубашка, ручка;
РЫ: рыба, рынок, рыжик, рыжий, рысь и т.д.
Затем, - в середине: король, ворота, ворона, корыто и
проч.
И, наконец, в конце слов: ветер, свитер, спор, бор, шнур и
т. д. и т.п.
Затем переходите на чистоговорки:
Ра-ра-ра: осенняя пора; иголочка остра; льёт, как из ведра.
Ро-ро-ро: красное ведро; едем мы в метро; это всё старо!
Ру-ру-ру: карандаш беру; рыба на пару; догоню сестру.
Ры-ры-ры: игра для детворы; у Риточки шары.
Ар-ар-ар: новый самовар; над водою пар.
Ор-ор-ор: Роман бежит во двор; покрасили забор.
Ур-ур-ур: Рита кормит кур; мяучит Мурзик: «Мур-р-р...».
Ыр-ыр-ыр: мышка любит сыр; в сыре много дыр.
Ир-ир-ир: Папа командир; идём мы с папой в тир. И т.д.
Сочиняйте подобные чистоговорки совместно с ребёнком. Поработав с ними,
берите словосочетания, затем – предложения, и, наконец, тексты. Тексты
простеньких стишков со звуком [Р] можно найти в любых детских книжках.
Работа над одноударным [Р] проводится поэтапно. Для каждой позиции звука
отводится несколько занятий. Новый речевой материал берётся лишь тогда, когда
ребёнок справился с предыдущим.
Не исключено, что у ребёнка сначала будет хорошо получаться только мягкий
вариант одноударного звука [Р']: РИ, РЯ, РЁ, РЕ, РЮ.
Что ж, начните тогда со слов: рис, Рита, Рига, рисунок, ребёнок, рельсы,
река, ремонт, рёва, рюши, рюмка и т.д.
Соответственно, чистоговорки будут типа:
Ри-ри-ри: на ветки снегири.
Ре-ре-ре: лето на дворе.
Рю-рю-рю: маме говорю.
В заключении, хочется дать ещё один совет. Весь процесс работы над трудными
звуками [Р], [Р'] надо всё же координировать с логопедом. А уж переделать
дефектное звучание этих звуков (горловое, боковое, щёчное) и устранять
параротацизмы может только профессионал!
Комментариев нет:
Отправить комментарий