среда, 9 декабря 2020 г.

Автоматизация звука [р]

 

Звук Р

Артикуляционные упражнения для звуков Р, Р

Со временем, ребёнок освоит и более трудные упражнения. Не забудьте только о зеркале! Вот базисные артикуляционные упражнения для успешной постановки звука [Р]:

«Язычок-кисточка». Малыш представляет, что язычок превратился в кисточку. Она красит сначала верхние зубки, а затем – нёбо. Упражнение надо выполнять не торопясь, прокрашивая последовательно все верхние зубки изнутри и снаружи, а затем – всю поверхность нёба вдоль и поперёк. Рот при этом открыт.

«Язык-барабанщик». Многократно постучать по нёбу за верхними резцами кончиком языка (рот при этом открыт!): ды-ды-ды-ды…

«Болтун – болботун». Поболтать язычком, как бы дразнясь, ударяя им по верхней губе (язык при этом широкий!)

«Чей язык длиннее?» Устройте соревнование: кто дальше высунет язык изо рта?

Упражнения и соревнования для язычка можно подобрать самые разнообразные. И все они пойдут «на пользу дела». Проделывая эти упражнения, ребёнок научится управлять своими артикуляционными органами, основательно подготовит мышцы языка к произнесению звуков [Р], [Р']. Для этих звуков очень важна подвижность артикуляционного аппарата. Поэтому всеми способами старайтесь расшевелить губы, язык, нижнюю челюсть!

Проторный (одноударный) звук [Р]

Понятное дело, родителям очень хочется добиться какого-то положительного результата! Предлагаем компромиссное решение: поставить одноударный звук [Р] (ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО У РЕБЁНКА ЗВУК [Р] ПОЛНОСТЬЮ ОТСУТСТВУЕТ. То есть, он не заменяется другими звуками и не искажается). От обычного, проторный звук отличается лишь отсутствием вибрации. Одноударный [Р] в исполнении ребёнка немного напоминает звук [Д]? Ничего страшного! Со временем это пройдёт.

Для начала выполните с ребёнком вышеперечисленные артикуляционные упражнения («Кисточка», «Барабанщик», «Болтун-болботун», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка» и т.д.). Как только ребёнок научится делать их непринуждённо, приступайте к постановке одноударного [Р].

Начните с прямых слогов: РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Сидя перед зеркалом, покажите, как кончик языка отталкивается от твёрдого нёба за верхними резцами. Он буквально отскакивает от бугорков-альвеол! Ребёнок должен проделать то же самое, проговаривая, вслед за вами, прямые слоги. Ещё раз повторюсь: ничего страшного, если звук [Р] в исполнении ребёнка будет напоминать [Д]. Главное, что кончик языка приподнялся и занял исходную (правильную!) позицию. Освоив её, ребёнок в скором времени справится и с вибрацией! А пока, закрепите одноударный звук [Р] в словах.

На первых порах, - в начале слов:

РА: рано, радио, рак, рама, работа, растёт, растение, ракита, рана;

РО: роль, робот, ролик, роза, ровно, Рома;

РУ: руль, рука, ружьё, рубль, рубить, рубашка, ручка;

РЫ: рыба, рынок, рыжик, рыжий, рысь и т.д.

Затем, - в середине: король, ворота, ворона, корыто и проч.

И, наконец, в конце слов: ветер, свитер, спор, бор, шнур и т. д. и т.п.

 

Затем переходите на чистоговорки:

Ра-ра-ра: осенняя пора; иголочка остра; льёт, как из ведра.

Ро-ро-ро: красное ведро; едем мы в метро; это всё старо!

Ру-ру-ру: карандаш беру; рыба на пару; догоню сестру.

Ры-ры-ры: игра для детворы; у Риточки шары.

Ар-ар-ар: новый самовар; над водою пар.

Ор-ор-ор: Роман бежит во двор; покрасили забор.

Ур-ур-ур: Рита кормит кур; мяучит Мурзик: «Мур-р-р...».

Ыр-ыр-ыр: мышка любит сыр; в сыре много дыр.

Ир-ир-ир: Папа командир; идём мы с папой в тир. И т.д.

Сочиняйте подобные чистоговорки совместно с ребёнком. Поработав с ними, берите словосочетания, затем – предложения, и, наконец, тексты. Тексты простеньких стишков со звуком [Р] можно найти в любых детских книжках.

Работа над одноударным [Р] проводится поэтапно. Для каждой позиции звука отводится несколько занятий. Новый речевой материал берётся лишь тогда, когда ребёнок справился с предыдущим.

Не исключено, что у ребёнка сначала будет хорошо получаться только мягкий вариант одноударного звука [Р']: РИ, РЯ, РЁ, РЕ, РЮ.

Что ж, начните тогда со слов: рис, Рита, Рига, рисунок, ребёнок, рельсы, река, ремонт, рёва, рюши, рюмка и т.д.

Соответственно, чистоговорки будут типа:

Ри-ри-ри: на ветки снегири.

Ре-ре-ре: лето на дворе.

Рю-рю-рю: маме говорю.

 

В заключении, хочется дать ещё один совет. Весь процесс работы над трудными звуками [Р], [Р'] надо всё же координировать с логопедом. А уж переделать дефектное звучание этих звуков (горловое, боковое, щёчное) и устранять параротацизмы может только профессионал!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации для работы с учащимися имеющими трудности в обучении

  Назначение любого учреждения образования – обеспечение максимально возможной реализации каждым обучающимся имеющихся у него потенциальных ...